14
Пн, окт

Реформы и коренные изменения

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В эту болезненную для мусульман эпоху исламские движения работают над изменением реальности и поиском лучшей альтернативы, которой для многих выступает, конечно же, Исламское Государство.

Среди исламских движений существует два мнения: часть из них приняла реформистский метод, призывая к созданию исламского общества, и стала работать над восстановлением того, что рушится, и исправлением того, что портится. Другая часть приняла метод перемен и считает, что нет никакой пользы в реформировании того, что сгнило до основания, а исправление или восстановление тем более бесполезны.

Различие в образе мышления этих двух групп привело к различному взгляду на реальность и к различной деятельности для решения проблемы. Как следствие, их методы работы и призыва различаются.

Каково же решение Шариата в этом вопросе?

Чтобы дать шариатское решение, мы должны следовать исламскому образу мышления, потому что невозможно познать шариатское решение, кроме как на основе исламского образа мышления.

Следуя методу Шариата, мы должны понять реальность, в которой необходимо вести деятельность группе, а затем найти шариатские доказательства, связанные с этой реальностью, и исследовать их с законодательной стороны.

Известно, что Ислам, являющийся совершенной религией, содержит метод реформ, когда реальность требует реформ, и содержит метод перемен, когда реальность требует изменений. Но что требуется по Шариату сегодня: реформы или коренные перемены?

В любом случае, решение принимает Аллах, а мы узнаём это решение через шариатские доказательства. Но то, что определяет вид призыва (реформы или перемены), — это реальность того, что предполагается заменить или реформировать.

Что касается изменения, будь то изменение личности или положения отдельных людей, изменения обществ или положения народов и наций, то оно должно начинаться с основы, на которой сформированы личности, общества или положение. Причиной тому служит то, что все подидеи и концепции, которые определяют поведение людей в этой жизни, вытекают из основы. Эта основа и связанные с ней частные или дополнительные идеи делают человека счастливым или несчастным, а нации — развивающимися или деградирующими.

Основа, на которой сформирован мусульманин или исламское общество, — это исламская акыда (доктрина). И ни одно действие мусульманина, ни одно действие Исламского Государства не должно отклоняться от акыды и его требований.

Что касается реформы, то хоть она и включает изменения, но касается только второстепенных вопросов, обходя основу, поскольку в случае необходимости реформ основа считается правильной, либо требуется её исправление и очищение, но не разрушение.

Если основа считается правильной, но в неё проникли какие-то заблуждения или на неё повлияли какие-то чуждые идеи, то здесь требуется реформа, а не изменение. И работа в таком случае заключается в том, чтобы восстановить чистоту основы и усилить её связь со второстепенными идеями на момент применения. Таким образом, у мусульманина, находящегося под влиянием западной культуры, нужно очистить веру и удалить всё чуждое, чтобы его жизненная направленность и поведение были правильными. С ослушающимся мусульманином нужно работать так, чтобы укрепить его веру, которая даст сильный толчок к богобоязненности и создаст крепкую преграду перед ослушанием. Правило, которое применимо к личности мусульманина, применимо и к Исламскому Государству.

Например: когда мы призываем неверного в Ислам, то наше обращение к нему — это призыв к изменению, потому что его основа и всё, что строиться на ней и исходит из неё, ложно. И в таком случае требуется заменить его неправильную основу на правильную. Мы не призываем неверных к намазу, закрывая глаза на неверную основу, согласно которой они живут. Посланник Аллаха ﷺ поступал так, и на правильность такого подхода указывает сама реальность вещей. Аллах сообщил нам, что Он не примет поступок неверного, каким бы хорошим он ни был, и что ни один неверный не будет допущен в Рай, потому как его дела не основаны на вере, принесённой Исламом. Аллах говорит:

وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَّنثُورًا

«Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25:23).

Точно так же аннулируются все дела мусульманина, если он отступает от веры и оставляет религию. Следовательно, вера (иман) должна лежать в основе всех дел.

Но если мы хотим призвать мусульманина, то наше обращение к нему — это исправление (реформа), потому что его основа — правильная, но нужно очистить её от всей грязи, которая сделала его жизненную направленность и приверженность слабыми. Если у него есть основа, но она ослабла, тогда ему нужно то, что поднимет её, укрепит, удобрит и очистит. Когда это будет реализовано, тогда у него появится правильное направление и надлежащая приверженность. Если мусульманин употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, ворует, занимается ростовщичеством или не выполняет исламский призыв к возобновлению исламского образа жизни, тогда его лечат, обращаясь к его вере. Ему напоминают об Аллахе, Создателе, Владыке, Которому нужно поклоняться и Которому нужно повиноваться. Тут нужно, чтобы он смотрел не на малость греха, а на величие Творца. При этом стоит напомнить, что Аллах приказывает и запрещает мусульманину для его же блага как в этом мире, так и в Следующем.

Также ему напоминают, что воздаянием за непослушание будет Адский огонь, а наградой за послушание — довольство Аллаха в День воскрешения и Рай. Такого мусульманина следует сосредоточить на ужасах Судного дня, адских мучениях и райском блаженстве. Таким образом, усиливается его вера, чтобы он спешил к послушанию и воздерживался от ослушания. Исправить дела мусульманина можно только таким путём. Поэтому сегодня, призывая мусульман как отдельных лиц, мы должны учитывать, что они находятся в Исламе, и наша задача заключается в том, чтобы исправить их мысли и поведение.

Теперь что касается государств, то их системы строятся на конституциях, конституции — на источниках, а источники — на основе. Поэтому нужно смотреть: строится ли государство на исламской акыде? Следовательно, приняло ли оно Коран, Сунну, иджма и кыяс как единственные источники Откровения? Из этих источников вытекают положения конституции, так что ни одно положение не берётся за рамками Откровения. Если дело обстоит именно так, тогда государство считается исламским.

И если случится так, что государство испытало много ошибок и страдает от плохого управления, тогда оно должно быть реформировано, но не заменено. Так дело обстояло с Османским Государством в последние времена его существования. Тогда оно нуждалось в исправлении, и недопустимо было восстание против него и сотрудничество с западными странами для его уничтожения, как это сделал так называемый «шариф» Хусейн.

Но если режимы правления не основаны на исламской акыде, которая лежала бы в основе конституции, системах и законов, тогда требуется их заменить, а не реформировать и исправлять. Так дело обстоит с теми государствами, в которых мусульмане живут сегодня. Все они — неисламские, потому что их системы не вытекают из Исламского Шариата, даже если они признают Ислам государственной религией, потому что важно применение, а не пустые слова.

Поскольку системы и конституции государств, которые управляют мусульманами сегодня, не основаны исключительно на Коране и Сунне, то такая реальность требует преобразовательных действий, направленных на радикальное изменение основ и систем. С этой реальностью следует бороться не на основе частичных реформ, а скорее, на основе радикальной и всеобъемлющей революции. Любые отношения с существующими государствами на основании, отличном от вышеупомянутого, недопустимы ни при каких обстоятельствах, потому что это означает признание и стремление к нешариатскому правлению, а также потому, что эти государства управляют не на основе Ислама. Отсюда мы видим, что группы, которые хотят исправить и реформировать нынешние системы, сосуществуют с ними и работают, чтобы проникнуть в их ряды.

Мы видим, что их предложения частичны в соответствии с реальностью, которую они хотят реформировать. Своими рассмотрениями они не объяли вопрос полностью, а исследовали лишь частично. Таким образом, они работают над тем, чтобы создать идейные каналы коммуникации, которые станут основой для диалога между ними и системами. Поэтому их идеи окрашены в цвет той страны, в которой они ведут деятельность. Они хотят окрасить систему исламской краской при том, что она сохранит свою неисламскую природу.

Мы также видим, что сторонники радикальных перемен полностью отличаются в своих мнениях от реальности, над изменением которой они работают. Это так потому, что они связывают свои идеи с основой, в которую верят, и согласно этой основе они отвергают существующую реальность. И поскольку основа нынешней реальности отвергается, всё, что исходит из неё, так же отвергается, даже если некоторые второстепенные аспекты реальности похожи на то, что несут сторонники изменений.

Вот почему сторонники радикальных перемен держат в своих умах картину реальности, в которую хотят перенести людей, и эта картина восходит к временам Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников. Они отрицают реальность, в которой живут, вместе с основой. Идея этой группы в любой стране будет одинаковой, потому что ситуации, в которых оказались мусульманские народы из-за неверного колонизатора, одинаковы и похожи, и потому что решение этих проблем одно.

В первое время колонизации наших стран Запад работал над тем, чтобы Коран и Сунна перестали считаться мусульманами единственными источниками законодательства. Он работал над отделением исламской религии от организации жизни общества и государства. И он преуспел в этом. И его успех обернулся для нас катастрофой. Странно, что сегодня мы наблюдаем появление исламских движений, которые взаимодействуют с созданными колонизатором государствами, занимаясь реформами, вместо того, чтобы искоренить их. Жизнь Исламской Уммы не исправится путём полумер, даже если их будет много. Тот, кто не осознаёт реальности вещей, не осознаёт и их решений, поэтому и теряет правильность действий и хорошее следование.

Кто сегодня призывает к Аллаху, тот всегда должен помнить хадис Посланника Аллаха ﷺ:

ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ

«Затем будет Халифат по методу пророчества» (Ахмад). А кто хочет Праведный Халифат по методу пророчества, не имеет другого выбора, кроме как следовать путём лучшего из людей, чьи усилия принесли плоды, и, по воле Аллаха, к появлению самой справедливой общины на земле. Таким был путь пророков и тех, кто следует за ними. Мы просим Аллаха вновь даровать победу исламской религии. Если мы будем следовать методу Пророка ﷺ, тогда люди пойдут вместе с нами лучшими путями.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд