Однозначно, изменение общества — непростой процесс. Для этого требуются тяжёлая работа и огромные усилия. Это подобно тяжёлой работе каменщика, который высекает из породы камень, но кирка верующего сильна и заострена.
Такая работа непосильна отдельным людям, её может выполнить только идеологическая партия, которая днём и ночью продвигается к своей цели. Правильные радикальные изменения не могут быть достигнуты без образования общественного сознания в пользу определённых идей. Таков шариатский метод изменений, и недопустимо противоречить ему или отклоняться от него. Посланник Аллаха ﷺ прошёл этот путь в Медине в процессе подготовки атмосферы и почвы для создания Исламского Государства. Этап взаимодействия с людьми для формирования общественного мнения, исходящего из общественного сознания, был одним из самых сложных и важных этапов из-за своего влияния на достижение успеха в процессе изменений и становления государства, а затем и на его дальнейшее существование.
Должно стать ясно, что таляб ан-нусра (поиск помощи и поддержки) само по себе не является отдельным этапом, а, скорее, наступает в конце этапа взаимодействия. Достижение нусры невозможно, если нам не удастся создать общественное сознание в пользу идей Ислама. Мы также должны понимать, что таляб ан-нусра не означает лишь военный переворот. Нусру можно получить тогда, когда обладатели силы и положения предоставят власть и без военного переворота. Именно это произошло с Посланником Аллаха ﷺ. Ансары наделили его властью, поскольку обладали силой и положением, и никто не мог противостоять их воле. Но может случиться так, что потребуется военный переворот, и в этом случае немаловажное значение сыграет общественное мнение в пользу Ислама и перемен.
Из истории благородных и праведных посланников Аллаха видно, насколько они хотели повлиять на общественное мнение и работать над формированием общественного сознания. Например, Муса (а.с.) стремился отойти от разговоров и направить своё обращение к фараону и его элите, то есть к общественному мнению, поэтому он вступил в противостояние с колдунами на глазах у людей. Аллах говорит:
قَالَ مَوْعِدُكُمْ يَوْمُ الزِّينَةِ وَأَن يُحْشَرَ النَّاسُ ضُحًى
«Муса сказал: «Сроком для вас будет день украшения, и пусть люди соберутся утром» (20:59).
Таким образом, призыв распространился вопреки воле фараона и его элиты, достигнув широких масс, что изначально и было целью Мусы (а.с.). Кроме того, посланники Аллаха, обращаясь с призывом, говорили: «О люди!», — и это свидетельствует о том, что они обращались во время скопления людей. Об этом ясно сказал Нух (а.с.):
قَالَ رَبِّ إِنِّي دَعَوْتُ قَوْمِي لَيْلاً وَنَهَاراً * فَلَمْ يَزِدْهُمْ دُعَائِي إِلَّا فِرَاراً * وَإِنِّي كُلَّمَا دَعَوْتُهُمْ لِتَغْفِرَ لَهُمْ جَعَلُوا أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ وَاسْتَغْشَوْا ثِيَابَهُمْ وَأَصَرُّوا وَاسْتَكْبَرُوا اسْتِكْبَاراً * ثُمَّ إِنِّي دَعَوْتُهُمْ جِهَاراً * ثُمَّ إِنِّي أَعْلَنتُ لَهُمْ وَأَسْرَرْتُ لَهُمْ إِسْرَاراً
«Он сказал: «Господи! Я призывал мой народ ночью и днём, но мои проповеди лишь ускорили их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами. Они упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Затем я обращался к ним всенародно и говорил с ними наедине» (71:5–9).
Призыв к народу не был тайным, а был открытым и вёлся при скоплении людей. То же самое касается верующего из семьи фараона и верующего, упомянутого в суре «Ясин». Все они стремились повлиять на элиты и общественность, донести до них послание в ясном виде вдали от подозрений и заблуждений. Также мы можем заметить стремление Посланника Мухаммада ﷺ обратиться к людям на собраниях и в сезоны паломничества, желая донести призыв до всех людей через элиты или обращаясь к массам непосредственно. При этом он использовал всевозможные способы, такие как проповедь, стих, письмо и наставление.
Общественное мнение постоянно формируется путём донесения и разъяснения всеми способами, комбинируя словесный и практический призыв среди людей, чтобы послание увидели все. Посланник Аллаха ﷺ требовал засвидетельствовать, говоря: «Не донёс ли я?».
Что касается достижения общественного сознания, то оно происходит тогда, когда общество понимает основные идеи Ислама, посредством которых мы стремимся изменить умы людей, как с точки зрения акыды, так и законов, то есть, когда широкая масса людей понимает общие идеи Ислама. Среди этих общих идей можно выделить: Единство Аллаха, а также то, что Он является Единственным Законодателем, что недопустимо принимать законы от других и что законодательство, исходящее не от Аллаха, — это неверие, которое не будет принято никогда.
А также необходимо осознание мусульманами того, что Исламская Умма — это единая нация, в которой доминирует исламское братство, что связь мусульман на основе акыды выше этнической и региональной связей, что Исламское Государство — это залог единства и силы мусульман, что установление этого государства является долгом Исламской Уммы и судьбоносной проблемой и что Умма без государства потеряна и слаба, не говоря уже о том, что она в таком положении находится в грехе.
Общественное сознание мусульман означает также и понимание того, что неверные являются врагами Уммы и не желают для неё блага, что они не хотят допустить возвращения Ислама в виде единства мусульман, то есть в виде Исламского Государства, и что они будут препятствовать этому всеми своими силами и возможностями. Важно осознание того, что подъём Исламской Уммы происходит через её идеологию, а не через идеи Запада или движения и партии, которые связаны с Западом, даже если они и называются «исламскими».
Следовательно, мы должны стремиться формировать общественное мнение по основным вопросам, волнующим Умму и требующим сотрудничества в их решении. Также мы должны поддерживать общественное мнение, которое ранее было сформировано по какому-либо вопросу, чтобы общество не отклонялось от него, поскольку общественное мнение может ослабнуть, когда люди забывают, когда не происходит обновления того, что может их заинтересовать в этой теме, или когда они озабочены другими вопросами. Общественное мнение — это раскалённый металл, который нужно отбивать молотом, чтобы придать ему нужную форму. По своей природе общественное мнение носит временный характер, и в то же время оно динамично. Оно может ослабнуть или исчезнуть, если его не развивать. Исходя из этого, общественное сознание можно ввести в обман, если своевременно не разоблачить этот обман.
Движение Уммы не остановилось, и, с позволения Аллаха, она разрушит все кандалы, которые надели на людей правители по причине того, что Умма не достигла уровня правильного общественного осознания своей религии и того, кем она есть, как и реальности верных партий, которые хотят возродить и спасти её. Но сегодня правители разоблачены, а их ложные идеи раскрыты перед мусульманскими народами. В разгар этих последовательных и ускоряющихся событий мусульмане скоро придут к полной убеждённости в том, что их спасение заключается не в фальшивых западных идеях, таких как демократия и свобода, а только в исламских.
Так носители исламского призыва должны продолжить просвещение масс идеями и положениями Ислама, чтобы повысить общественное сознание Уммы и чтобы она смогла применить религию в жизни общества и государства, потому что это и есть судьбоносная проблема мусульман.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Хамид Абдульазиз
28 Рабиъ уль-авваля 1442 г.х.
14.11.2020 г.