Внезапно за один год погибли жена и дядя Пророка ﷺ — Абу Талиб и Хадиджа (р.а.). С их смертью положение Посланника Аллаха ﷺ резко усугубилось. Курайшиты стали предпринимать то, на что не осмеливались при жизни Абу Талиба.
Некоторые даже насыпали на голову Пророка ﷺ землю, после чего он говорил:
مَا نَالَتْ مِنِّي قُرَيْشٌ شَيْئًا أَكْرَهُهُ حَتَّى مَاتَ أَبُو طَالِبٍ
«Курайшиты не могли причинить мне ничего дурного, пока не умер Абу Талиб» («Сира» Ибн Хишама).
После смерти Абу Талиба Посланник ﷺ пошёл в Таиф, прося у его жителей помощи и поддержки для Ислама. Он обратился к предводителям племени Сакиф, населявшего тогда Таиф, призывая их оказать помощь Исламу против тех, кто противостоит ему. Но они отказались помогать и, более того, сообщили о произошедшем курайшитам, несмотря на то, что Пророк ﷺ просил не разглашать это. По этой причине Посланник Аллаха ﷺ не мог зайти в Мекку до тех пор, пока не вошёл под покровительство одного из курайшитов.
Посланник Аллаха ﷺ подходил к прибывшим в Мекку племенам и говорил:
يَا بَنِي فُلَانٍ، إنِّي رَسُولُ اللَّهِ إلَيْكُمْ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَأَنْ تَخْلَعُوا مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ مِنْ هَذِهِ الْأَنْدَادِ وَأَنْ تُؤْمِنُوا بِي وَتُصَدِّقُوا بِي وَتَمْنَعُونِي حَتَّى أُبَيِّنَ عَنِ اللَّهِ مَا بَعَثَنِي بِهِ
«О такое-то племя, поистине, я послан Аллахом к вам! Он повелевает поклоняться только Аллаху, не придавать Ему сотоварищей, отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, уверовать в меня и принять мои слова, защищать меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня» («Сира» Ибн Хишама).
Дядя Посланника ﷺ Абу Ляхаб ходил вслед за ним, опровергая его слова и обвиняя его во лжи. Ни одно племя не ответило на призыв Посланника ﷺ; они заявляли следующее: «Твой народ лучше нас знает тебя, и он не последовал за тобой». Однако Пророк ﷺ продолжал обращаться к ним, призывая к Исламу и приговаривая: «О Аллах! Если бы Ты не пожелал, то они не были бы такими».
В «Сире» Ибн Хишама пишется: «Аз-Зухри сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ подошёл к месту остановки племени Кинда и призвал их уверовать, но они отказались. Затем он пошёл к племени Кальб, и те тоже отказались от того, к чему он призвал. После он отправился к месту остановки племени Ханифа и призвал их помочь и поддержать Ислам, но их ответ был худшим среди арабов. Тогда Пророк ﷺ отправился к племени Амир ибн Саъсаъ, призвал их уверовать в Аллаха и Его Посланника, и один из них по имени Байхара ибн Фирас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу от курайшитов, то съел бы арабов при его помощи». Затем он добавил: «Что ты скажешь: если мы последуем твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует, будет ли власть нашей после тебя?». Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Власть полностью принадлежит Аллаху, кому хочет — тому даёт». Тот сказал: «Мы подставим наши шеи под мечи арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, мы ничего не получим?! Мы не нуждаемся в твоём предложении».
В каждый сезон паломничества Пророк ﷺ обращался к племенам, призывая их войти в Ислам, принять его как Посланника Аллаха ﷺ, а религию — как верное руководство и милость. Так он обращался к каждому арабу, известному честью и достоинством.
Среди тех племён, к которым Пророк ﷺ обращался с призывом и которые не приняли его, были: 1) Бану Амир ибн Саъсаъ, 2) Мухариб ибн Хасфа, 3) Фазара, 4) Гассан, 5) Мурра, 6) Ханифа, 7) Суляйм, 8) Абс, 9) Бану Надр, 10) Бану аль-Бакка, 11) Кинда, 12) Кальб, 13) аль-Харрис ибн Кааб, 14) Узра, 15) Хадарима. И это только по подсчётам Ибн Саада.
Ответ жителей Медины
Мухаммад ﷺ продолжал ходить на рынки Маджанна, Уккяз и Мина, призывая арабские племена уверовать в Аллаха и принять его как Посланника Аллаха ﷺ, а также ища помощи и защиты для религии, чтобы завершить свою миссию и донести послание Господа, обещая взамен на помощь райские сады. Арабы не отвечали на его призыв, а лишь причиняли ему вред и ругали. Но потом Аллах пожелал даровать победу религии и оказать поддержку Пророку ﷺ, выполнив данное ему обещание. В очередной сезон паломничества в Мекку направилась группа жителей Медины (Ясриба). Посланник Аллаха ﷺ встретился с ними и призвал к Аллаху, прочитав им строки из Корана. Они ответили на призыв Аллаха и Его Посланника ﷺ.
Эта группа вернулась в Медину и стала призывать к Исламу остальных жителей города.
Когда наступил сезон паломничества в следующем году, двенадцать человек, принявших Ислам из племён Аус и Хазрадж, населявших Медину, прибыли для встречи с Посланником Аллаха ﷺ. Встреча состоялась возле холма Акаба и получила название «Первая присяга при Акабе» или «Присяга верующих женщин». На этой встрече представители ясрибских племён присягнули Пророку ﷺ. Также они попросили отправить с ними кого-нибудь из мусульман, чтобы он научил их нормам религии, и Пророк ﷺ выбрал для этой миссии Мусаба ибн Умайра, повелев ему читать для них Коран, обучать основам и нормам религии.
Впоследствии Мусаб получил прозвище Мукри (чтец Корана), поскольку постоянно читал Коран жителям Ясриба в доме Асъада ибн Зурары. Ислам приняли влиятельные люди, в том числе — предводители Усайд ибн Худайр и Саад ибн Муаз. Когда Саад принял Ислам, он обратился к своему племени: «О Бану Абд-уль-Ашхаль! Каково ваше мнение обо мне?». Они ответили: «Ты — наш господин, самый умный среди нас и самый рассудительный». Тогда он сказал: «Я отказываюсь говорить с вами — с женщинами и мужчинами, — пока вы не уверуете в Аллаха и Его Посланника!». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, не останется в доме Бану Абд-уль-Ашхаль ни одного мужчины и ни одной женщины, не принявших Ислам».