28
Вс, нояб

Детерминизм. Порождают ли причины следствия?

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Изменяющиеся и развивающиеся в последние годы технологии в нашей стране и в мире, похоже, хотя и вопреки нашему желанию, привнесли в нашу жизнь различные концепции.

Эти слабые и необоснованные концепции, к сожалению, стали предметом обсуждений, в которых мусульмане так же принимают участие и в которых напрасно теряют время.

Одним из них — и, возможно, одним из основных предметов обсуждения многих древнегреческих мыслителей, философов современности и учёных каляма — является концепция «детерминизма».

Детерминизм вкратце описывается следующим образом:

«Во Вселенной все действия, явления и движения в рамках миропорядка, происходят в рамках причинно-следственной связи. Подобно тому, как у каждого следствия есть причина, каждое следствие так же является причиной нового события, явления или случая».

Противоположностью этой концепции, которую кратко можно описать вышеприведённым образом, является концепция «фатализма», которую также можно встретить под названием «кадария».

На самом ли деле, каждое событие и явление, происходящее во Вселенной, является, результатом предыдущего события? Является ли каждый результат позитивистской науки о природе, основанной на экспериментах и наблюдениях, причиной, развязывающей следующую за ней тайну? Следует ли исключить всё, что мы не можем увидеть своими глазами или ощутить путём экспериментов, на том основании, что это просто ненаучно? Где следует расположить другую метафизическую действительность или невидимые истины, которые мы можем чувствовать, интерпретировать и рассуждать о них через разум посредством наших пяти чувств?

Чтобы ответить на все эти возникшие вопросы в данной статье, мы обсудим несостоятельность этой концепции после упоминания точек зрения мыслителей и философов, которые первыми выдвинули данную идею.

По сути, «детерминизм» — это концепция, увенчанная и подтверждённая мировоззрением, называемым материализмом. Поскольку материализм — это название течения, которое считает, что лишь материя представляет собой единственную действительность, только она направляет жизнь и только она претерпевает изменения и метаморфозы в ходе своей эволюции, а идеи и мнения исходят так же из этой материи. Детерминизм, с другой стороны, принимает существование причинно-следственной связи как абсолютную реальность, что делает необходимым утверждение об эволюции этой самой материи (субстанции).

Природа и непоследовательность идеи детерминизма

Если предположить, что у каждого следствия есть причина, не должна ли первая причина быть уникальной и единственной? То, что детерминизм основан на единственной причине и упирается в неё, так же подтверждается и разумом человека. Итак, мы хотим представить слова философов, которые первыми выдвинули данную идею.

Философ по имени Фалес много лет жил в Милете, прибрежном городе в Малой Азии. Он утверждал, что «вода» была источником жизни, поскольку наблюдал, как земли Египта, где он так же жил, постоянно страдало от разливов Нила. Философ по имени Анаксимен, с другой стороны, утверждал, что причиной происхождения жизни на Земле был «воздух».

Идя немного дальше, нам повстречаются более знакомые имена. Одно из них — это Ньютон. Ньютон, с другой стороны, представил человечеству совершенно иное утверждение и заявил, что Вселенная состоит из материальных частиц и что наименьшим строительным блоком является «атом». Это утверждение овладело умами людей настолько, что на уроках естествознания в начальной школе нас учили, что данная материя была самым маленьким строительным блоком. Ньютон был христианской личностью. Вдохновлённый этим, он сказал, что Творец создал Вселенную из этих частиц, называемых «атомами», а после сотворения отправился отдыхать. Он сказал, что Творец построил Вселенную на основе причинно-следственной связи, как если бы он устанавливал часы, а также что это останется неизменным.

Все эти утверждения показывают, что эти философы даже не попытались обнаружить и проверить даже основную (самую первую) причину. Более того, один из самых важных аргументов позитивистских наук состоит в том, что они не могут быть ошибочны, а также они измеримы и наблюдаемы. Утверждения о том, что источником жизни была «вода», «воздух» или «атом», позже были опровергнуты такими же позитивистскими учёными через гипотетические и философские теории, названные «Большим взрывом» и «Квантом».

Суть утверждений и их опровержение

Детерминистская идея, которую мы можем резюмировать как «каждое событие должно иметь причину», принимает истинной каждую конкретную и неопровержимую информацию, которую мы видим воочию и которая была доказана посредством экспериментов. Остальную информацию помимо этой детерминизм воспринимает как статичную, догматическую и гипотетическую. Например, он принимает ощутимые истины, такие как разум, чувство, творец, видждан, как метафизические и неподдаваемые проверке знания. По их мнению, источник знаний должен быть только материальным и осязаемым.

Начнём с нескольких примеров, которые детерминистская идея не может и затрудняется объяснить.

Они говорят, что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите в течение 365 дней, что приводит к смене времён года. Это правильный пример и подход. Однако они не смогли ответить, кто определил расстояние от Солнца до этой орбиты, которую они назвали эллиптической, а также когда и как она образовалась.

Они сказали, что день и ночь образуются за счёт вращения Земли вокруг своей оси, и это является результатом (следствием) причины вращения. Эти утверждения верны. Однако они не могут объяснить, почему Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, а не с востока на запад. Хотя они признают, что это вращение является стихийным (автоматическим), они не признают существование силы, которая вращает Землю вспять.

В примере, приведённом в Коране, Всевышний Аллах упоминает спор Ибрахима (а.с.) с Намрудом:

قَالَ إِبۡرَٰهِ‍ۧمُ رَبِّيَ ٱلَّذِي يُحۡيِۦ وَيُمِيتُ

«Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет» (2:258).

Согласно риваяту, Намруд приводит двоих из своих подданных и убивает одного из них, а второго освобождает. И поэтому, утверждая, что именно он даровал второму жизнь, Намруд говорит Ибрахиму:

أَنَا۠ أُحۡيِۦ وَأُمِيتُۖ

«Я дарую жизнь и умерщвляю» (2:258).

Однако ведь не он — тот, кто даровал саму жизнь тому, кого он отпустил!

Далее следует речь Ибрахима (а.с.) о вращении Земли вокруг своей оси, которая опровергает гнилую детерминистскую идею о причинно-следственном принципе:

فَإِنَّ ٱللَّهَ يَأۡتِي بِٱلشَّمۡسِ مِنَ ٱلۡمَشۡرِقِ فَأۡتِ بِهَا مِنَ ٱلۡمَغۡرِبِ

«Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе» (2:258).

Следует знать, что «принцип причинности» есть не что иное, как подтверждение гипотетических предпосылок науки. Потому что без какой-либо предварительной информации о каком-либо результате (следствии) невозможно сказать: «Именно это и есть причина!». Ведь Всевышний Аллах говорит, что именно Он влияет на многие вопросы, такие как смерть, ризк, када и т.д.

Например, что касается смерти, то Всевышний Аллах утверждает, что все причины, которые мы видим своими глазами, не являются главной причиной смерти:

وَٱللَّهُ خَلَقَكُمۡ ثُمَّ يَتَوَفَّىٰكُمۡۚ وَمِنكُم مَّن يُرَدُّ إِلَىٰٓ أَرۡذَلِ ٱلۡعُمُرِ لِكَيۡ لَا يَعۡلَمَ بَعۡدَ عِلۡمٖ شَيۡ‍ًٔاۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَلِيمٞ قَدِيرٞ

«Аллах сотворил вас, а затем Он умертвит вас. Среди вас есть такие, которые превращаются в дряхлых стариков и забывают всё то, что знали. Воистину, Аллах — Знающий, Могущественный» (16:70).

Фактически, любой, кто смотрит просветлённым взглядом, увидит, что даже в катастрофических и наверняка смертельных ситуациях бывает так, что человек не умирает и выходит из них живым. Существуют случаи, о которых многие слышали и становились свидетелями того, когда люди, которых должны были отключить от аппаратов поддержания жизни и которые месяцами находились в больнице в вегетативном состоянии, не умирали и, более того, иногда возвращались к полноценной жизни. Даже при падении с высоты многих метров, глядя на очевидные причины, во многих случаях можно сказать: «Этот человек точно умрёт», — однако в итоге он не умирает и остаётся в живых.

Наш Господь говорит:

أَوَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«Разве они не знают, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает? Воистину, в этом — знамения для верующих людей» (39:52).

В таком случае, как можно заметить, хотя работа в течение многих лет жизни должна стать реальной причиной для обретения ризка, весь труд и усилия могут перестать играть роль в вопросе ризка человека по какой-нибудь простой причине. Мы часто слышали о людях, которые погашали банковские проценты за всю свою месячную зарплату; теряли её, уронив на дороге; растрачивали месячную зарплату на больничные расходы; теряли средства на автомобиль, которые они копили годами, из-за какого-то дорожно-транспортного происшествия; теряли своё имущество и богатство в результате стихийного бедствия или наводнения и т.д.

Похожая ситуация рассказывается в Коране в повествовании о Мусе (а.с.) и о праведном рабе. В данной истории попутчик Мусы (а.с.), праведный раб, совершает определённые действия, заранее взяв с Мусы обещание, что тот не станет выступать против него в каком-либо деле (18:69).

Он взял с него слово не обращать внимания на очевидные причины ни в одном деле:

فَلَا تَسْأَلْنِي عَنْ شَيْءٍ حَتَّىٰ أُحْدِثَ لَكَ مِنْهُ ذِكْرًا

«Не спрашивай меня ни о чём, пока я сам не поведаю тебе об этом» (18:70).

Однако когда этот праведный раб испортил корабль, на котором они переправлялись в пути, убил ребёнка, с которым они повстречались, и отремонтировал разрушенную стену в селении, в котором им не предложили выпить даже глоток воды, Муса (а.с.) реагировал на каждое его действие, основываясь на очевидных результатах (следствиях).

Касательно людей на корабле Муса, сосредоточившись на очевидных причинах, сказал:

أَخَرَقْتَهَا لِتُغْرِقَ أَهْلَهَا لَقَدْ جِئْتَ شَيْئًا إِمْرًا

«Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нём? Ты совершил тяжкий поступок!» (18:71).

В отношении же убитого ребёнка Муса (а.с.) так же сконцентрировался на причинно-следственной связи, сказав:

أَقَتَلْتَ نَفْسًا زَكِيَّةً بِغَيْرِ نَفْسٍ لَقَدْ جِئْتَ شَيْئًا نُكْرًا

«Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал?! Ты совершил предосудительный поступок!» (18:74).

В третьем случае Муса (а.с.), ориентируясь на результат, сказал, что должна быть плата за дело, как это должно происходить в обмен на полезные действия:

لَوْ شِئْتَ لَاتَّخَذْتَ عَلَيْهِ أَجْرًا

«При желании ты получил бы за это вознаграждение» (18:77).

Затем он осмыслил существование «Мусаббиб уль-асбаба» (Аллаха), выйдя за рамки причин, заявленных детерминистами. Тот праведный раб объяснил настоящую причину, сказав, что корабль принадлежал беднякам, работавшим на нём, и что он помешал королю-тирану отобрать его, приведя корабль в неисправное состояние (Сура 18, аят 79). Он сказал, что убил ребёнка потому, что его родители были верующими, и потому, что он опасался, что тот будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия (Сура 18, аят 80). В последнем случае он сказал, что под стеной, которую они отремонтировали, находился клад, принадлежащий двум осиротевшим мальчикам, и что он отремонтировал стену, чтобы те могли извлечь свой клад, когда достигнут зрелого возраста (Сура 18, аят 82).Этот и все подобные случаи показывают, что воображаемые в качестве истины причины, на самом деле, формируются божественной силой.

В обычных условиях взращиваемая культура нуждается в удобрениях, семенах, солнце, воде и почве. Но это очевидные причины. Ожидается, что на высаженном поле непременно будет урожай. Когда все условия соблюдены, для большинства людей нет больше места дополнительным оправданиям или объяснениям. Однако то, какая конкретная причина, по вашему мнению, может повлиять на тот факт, что урожай, собранный на другом участке, о котором известно, что он имеет аналогичные условия, оказался больше или меньше вашего?

Истинная причина большего урожая, которая не признаётся детерминистами, может быть в том, чтобы угощать бедных, расходовать на пути Аллаха, проявлять благодарность, молиться Творцу, Который дарует настоящее благословение. Мы читаем, что два владельца сада, упомянутые в 17–33 аятах суры «Аль-Калям», внезапно утратили важность и значимость всех очевидных причин, и их сады стали чёрными и бесплодными, поскольку эти владельцы не проявляли заботы о бедных. Наш Господь сказал в одном из аятов Корана:

لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ ۖ وَلَئِنْ كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

В конце концов, после всего перечисленного мы можем задать гораздо больше вопросов, на которые детерминисты не смогут найти ответов.

Температура кипения воды составляет 100 градусов по Цельсию, а точка замерзания — 0. Кто определил градусы и точки закипания и замерзания?

Что заставляет Землю вращаться вокруг Солнца? Что это за разум, который связывает Солнце и землю силами притяжения через космическую пустоту? Какой интеллект находится в семенах растений, которые знают, что им нужны вода, воздух, удобрения и солнце и в какой пропорции именно?

Знает ли вода, поступающая в растение, о преимуществах, которыми она обеспечивает растение для его роста?

Животные, которые не одарены разумом подобно нам, делают огромные дела, которые нельзя объяснить причинно-следственной связью. Овца и корова дают белое молоко, хотя едят зелёную траву. Какой детерминист сможет дать этому разумное объяснение?

Вода состоит из двух элементов. Один из них — водород, и он легко воспламеняется. Другой — кислород, и он едкий. Когда эти два элемента объединяются, образуется вода (H2O). Так почему вода имеет свойство тушить огонь?

Есть ли действительно убедительные ответы на эти вопросы? Мы также можем задать вопрос в обратном порядке. Можно ли найти ответы на эти вопросы путём экспериментов и наблюдений? Конечно же, нет!

Дэвид Юм, отец детерминистов, признаёт собственными устами, что: «Наблюдая за событиями, мы связываем их между собой как причину или следствие. То, что называется «необходимостью», на самом деле является результатом наших привычек мысли...».

У Ньютона, должно быть, возникли проблемы с объяснением и разъяснением силы земного притяжения, поскольку он говорил: «Я не знаю, что такое гравитация. Я лишь подсчитал величину этой гравитационной силы».

В результате жизнь, сосредоточенная на причинах, делает человека беспомощным, бессильным и безнадёжным. Наши мысли о сотнях причин сделают жизнь невыносимой для нас, например, «если закончится вода», «если у меня не останется денег в кармане», «если я не буду работать», «если я заболею», «если не будет урожая в этом году» и т.д., в то время как наш Господь сказал:

الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ يُحْيِي وَيُمِيتُ ۖ

«Ему (Аллаху) принадлежит власть над небесами и землёй. Нет божества кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет» (7:158).

Как сказал Саид Нурси: «Вера — это одновременно свет и сила. Человек, имеющий истинную веру, может бросить вызов Вселенной» (Саид Нурси, книга «Слова», «23-е слово»).
В заключение о детерминизме

Детерминизм является незаменимым элементом научного метода. Результаты, которые находит один учёный, являются следствием предыдущей информации или причины. Он действует, принимая предварительную информацию за правильную, о которой ранее другой учёный сказал: «Это самый точный результат!». Однако в историческом процессе многие научные открытия позже оказывались ложными и теряли свою актуальность. Такыюддин Набхани говорит по этому поводу следующее: «Таким образом, научный метод предназначен (пригоден) только для экспериментальных наук. Этот метод непригоден и не способствует формированию идей (афкяров)» (Такыюддин Набхани, «Мышление», тема «Научный метод»).

Научный метод — это одно из ветвей рационального метода. Его не следует вовлекать в такие области, как история, фикх, политика, логика, которые не являются видимыми, материальными и не фиксируются опытным путём. Данный метод не должен выражать своего мнения по поводу гайби вопросов, которые не находятся в сфере наших ощущений. Существование Всевышнего и Всемогущего Творца, в наличии которого мы разумно убеждаемся по Его делам и отражающимся в творениях следам, было доказано разумным методом, а не через эксперименты и наблюдения. Следовательно, используя научный метод, невозможно познать истины потустороннего мира, такие как Рай, Ад, джинны и ангелы, сообщённые нам нашим Создателем, в Которого мы верим разумно. А причиной этого является то, что они не могут быть предметом экспериментального рассмотрения.

Мы также говорим: «Давайте послушаем, как наш Господь описывает человека, жизнь и Вселенную, и пусть Откровение Аллаха определяет наши принципы веры, а не научные открытия»:

وَمَنْ يُسْلِمْ وَجْهَهُ إِلَى اللَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ ۗ وَإِلَى اللَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

«Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надёжную рукоять, а решение всех дел — за Аллахом» (31:22).

 

Джахит Топрак