Своими достижениями в прошлом во всех областях жизни: в политике, экономике, военном деле мусульмане обязаны тому, чем оживил нас Творец — Исламу.
Ислам был донесён до людей посредством Корана, Сунны Посланника Аллаха и его сахабами (сподвижниками), которые стали источником вдохновения для наших благородных предшественников. Когда Писание Аллаха перестало быть определяющим фактором в жизни мусульман, их умы заняли порочные идеи западного мира, а отдаление от Сунны обрекло на жизнь, далёкую от милосердия. Враги Аллаха, безбожные колонизаторы, которые прекрасно знают, что мусульмане сильны своей преданностью Аллаху, сделали искажение и разрушение Ислама своей главной целью [1]. На протяжении всей истории, нетерпимость к Исламу толкала неверующих вести всевозможную борьбу против мусульман. В качестве примера уместно привести слова, произнесённые министром Великобритании конца XIX века Гладстоном, который, держа в руке Коран, сказал: «До тех пор, пока эта книга остаётся в руках мусульман, мы не сможем по-настоящему господствовать над ними. Что мы должны сделать? Либо устранить Коран, либо отдалить мусульман от него!».
В результате длительных усилий неверным удалось упразднить Халифат, который являлся механизмом претворения Корана в жизни. Враги Аллаха и мусульман не удовлетворились этим, они продолжили работу по уводу мусульман от первоначальной цели и смысла ниспослания Корана. К сожалению, им удалось нанести серьёзный ущерб мусульманам в понимании цели и методологии Слова Аллаха. В результате их усилий, сегодня Коран воспринимается не как руководство для жизни, охватывающее все проблемы, а как книга, которую читатели украшают своими мелодичными голосами. Или же как божественная книга, которая служит источником для тех, кто занимается научными исследованиями. Такое понимание Корана очень далеко отдалило нас от первоначальной цели его ниспослания. Строки из стиха Мехмета Акифа Эрсоя, прекрасно выразят наши чувства по этому поводу:
Ища услад для глаз, порой мы Книгу открываем.
Порой, как заклинание на горсть земли, близ мёртвого читаем.
Но знай — не для того Коран ниспослан был Творцом,
Чтобы на кладбище звучать иль быть гаданий образцом.
Да, наше восприятие Корана сегодня в точности такое, как об этом пишет поэт. Однако Всевышний Аллах во многих аятах Корана указал причину ниспослания Руководства:
إِنَّآ أَنزَلۡنَآ إِلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ بِٱلۡحَقِّ لِتَحۡكُمَ بَيۡنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَىٰكَ ٱللَّهُۚ
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (4:1).
Священный Коран — это инструкция от Творца всего сущего, в которой указан порядок и только придерживаясь указаний этой Книги, человечество может рассчитывать на спасение, в результате исламского образа жизни, которым доволен Аллах. Во избежание недоразумений, мы отметим, что, конечно же, в чтении аятов Корана есть много блага и великая награда, даже за каждую букву отдельно. Однако, неправильно будет ограничиваться только чтением Корана или научными изысканиями в нём. Надо помнить — Коран был ниспослан для применения его жизни общества. То, что Исламская Умма на протяжении всей своей истории проживала достойную и богоугодную жизнь, зависело от доминирующего положения Корана. Повторение былой почётной и угодной Аллаху жизни зависит от того, будет ли применение указаний Корана в нашей жизни правильным.
Коран в качестве системы для жизни
Священный Коран — это Речь Аллаха, в нём решение проблем, связанных с жизнью человека и постановления, обеспечивающие счастье в этом мире и в мире Вечном. Всевышний Аллах сотворил человека и определил хукмы (законы) и принципы, соответствующие природе сотворённого Им человека и удовлетворяющие его сердце. Аллах сделал Коран и его постулаты предписанием к спасению Своих рабов, при этом Он увязал принадлежность рабов к числу богобоязненных с их действиями в соответствии с указаниями Корана. Поэтому мусульманин, заботящийся о том, чтобы приобрести довольство Аллаха, сможет реализовать это только посредством хукмов, которые определил для нас Господь. Не будет искренним желание достичь довольства Аллаха, не реализуя в жизни указания Корана, которые Аллах ниспослал в качестве исцеления и милости.
Нет сомнений в том, что законы Творца, указанные в Его книге, представляют собой единую систему жизни для всех времён и местностей. Коран универсален не только в своих принципах, как утверждают некоторые модернисты (выступающие за герменевтическое (интерпретационное) толкование), но и в практике. Коранические хукмы являются единственной силой, решающей проблемы человека в соответствии с его природой. Утверждение о том, что принципы Корана универсальны, но его применение не универсально, вовсе не является невинным. Колониальные неверные и их местные марионетки хотят, чтобы мусульмане воспринимали Коран только как священную книгу, а не как систему для жизни. Создавая такое восприятие Корана в обществе, они стремятся сформировать светское понимание религии. Как уже было отмечено выше, положения Корана универсальны как в отношении приказов и запретов, так и в претворении их на практике. Но, к сожалению, лихорадочные усилия неверных колонизаторов и их местных марионеток сумели вызвать в исламской Умме сомнения в том, являются ли Коран и Шариат системой жизни, подходящей для сегодняшнего дня. И в результате мы имеем книгу, которая обладает святостью, но не имеет никакой обоснованности в жизни.
Важно подчеркнуть, что Коран — это не только священная книга, в которой говорится лишь о ритуалах или благах Рая и муках Ада, как это изображается сегодня. Это не только божественная книга, в которой приведены аяты, упоминающие сцены Судного дня и притчи пророков. Напротив, Коран — это свод законов для жизнедеятельности людей. Это огромная несправедливость и грех — относиться к Корану как к священной книге, в которой рассказываются только истории о пророках и в которую включены лишь определённые ритуалы поклонения. Всевышний Аллах заявляет, что Он провозгласил всё в Коране и ничего не оставляет без внимания:
وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89).
Мы хотели бы обеспечить лучшее понимание данной темы, приведя несколько примеров из аятов, которые ясно показывают, что Коран — это система жизни с хукмами и предписаниями в области социального, экономического и уголовного права.
В Коране имеются положения относительно законов поклонения. Всевышний Аллах говорит:
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَۚ
«Совершайте намаз и выплачивайте закят» (2:110).
Существуют положения относительно экономической жизни:
وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْۚ
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).
Имеются положения, касающиеся социальной жизни:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ
«Живите с ними (со своими жёнами) достойно» (4:19).
Имеются положения об уголовном праве:
وَٱلسَّارِقُ وَٱلسَّارِقَةُ فَٱقۡطَعُوٓاْ أَيۡدِيَهُمَا
«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38).
Эти и им подобные аяты ясно показывают, что Коран — это система жизни с предписаниями, регулирующими все аспекты жизни.
Коран — это книга, которая имеет свойство принижать, а также возвышать общества
Неоспоримым фактом является то, что после упразднения Халифата, который являлся политическим механизмом, обеспечивающим соблюдение Корана, и после преступных манипуляций, проводимых против восприятия Корана мусульманами, мы живём в атмосфере, далёкой от довольства Аллаха.
Почему Исламская Умма больна, хотя Коран обещает исцеление? Почему мы, мусульмане, обречены на слабость и унижение, в то время как Коран обещает мусульманам величие и честь? Почему нас уничтожают с каждым днём всё больше и больше, в то время как Коран обещает возрождение? Почему мы продолжаем дрейфовать и проживать во тьме Запада, в то время как Коран обещает нам свет? Почему так происходит?
Это происходит потому, что мы живём в атмосфере, когда аяты Корана произносятся и даже читаются посредством красивого кыраата, но произнесённые аяты не оставляют следа в нашей жизни. Мы находимся в реальности, где проявляется уважение к мусхафу (книжному варианту Корана), но не к Его содержимому. Мы живём, даже не подозревая об аятах, которые способны воскресить нас. Мы не позволяем Корану стать решающим фактором в нашей жизни. Напротив, мы отдаём полномочия по управлению нашей жизнью придуманным людьми, порочным в своей основе и во всех проявлениях, политическим системам. Мы не размышляем (тафаккур) и не обдумываем (тадаббур) аяты Корана. Мы заучиваем аяты наизусть, но не действуем в соответствии с ними. Мы живём, пренебрегая аятами, которые обещают вывести нас из тьмы к свету.
Если Коран не доминирует в нашей жизни, это означает, что наши отношения с Книгой Аллахом не соответствуют божественной воле и несовместимы с критериями довольства Аллаха. Если речь Аллаха не является источником решения для наших жизненных проблем, это значит, что между нами и Кораном огромная пропасть. Если Коран не разрешает споры и разногласия между нами, это означает, что наши отношения с Кораном плохи. Даже если мы читаем речь Аллаха ежедневно, но это не влияет на нашу жизнь, если Коран не меняет нас, если аяты Аллаха не заставляют нас принять особенности исламской личности, это означает, что мы по одну сторону, а Коран — по другую. Прежде всего, это означает, что Аллах недоволен нами. Когда речь заходит о качестве наших отношений с Кораном, следует помнить о следующем аяте, в котором Всевышний Аллах говорит:
وَقَالَ ٱلرَّسُولُ يَٰرَبِّ إِنَّ قَوۡمِي ٱتَّخَذُواْ هَٰذَا ٱلۡقُرۡءَانَ مَهۡجُورٗا
«Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран»» (25:30).
Следующие слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что нельзя отступать от Корана, также имеют большую значимость:
أَلا إِنَّ الْكِتَابَ وَالسُّلْطَانَ سَيَفْتَرِقَانِ، فَلا تُفَارِقُوا الْكِتَابَ
«Будьте бдительны! В будущем книга Аллаха (Коран) и власть (государство) будут отделены (друг от друга). В таком положении не отделяйтесь от книги Аллаха» (Ат-Табарани).
Слова Абдуллаха ибн Масуда очень уместны в плане отображения нашего понимания Корана: «Нам было трудно запоминать (заучивать) слова Корана и легко действовать в соответствии с ними. Тем, кто пришёл после нас, стало легко заучивать Коран и трудно действовать в соответствии с ним. Хотя Коран был ниспослан, чтобы поступки претворялись в соответствии с его хукмами, люди стали довольствоваться лишь его чтением (тилява)».
Вернуть дни чести, мирового лидерства и, прежде всего, жизни, которой доволен Аллах, мусульмане смогут только под руководством Божественного Откровения и приверженности Корану. Мы поднимаемся и опускаемся настолько, насколько велика наша приверженность Корану. Согласно хадису, переданному от Умара ибн Аль-Хаттаба (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ يَرْفَعُ بِهَذَا الْكِتَابِ أَقْوَامًا وَيَضَعُ بِهِ آخَرِينَ
«Одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других унизит» (Муслим).
Мы можем быть на правильном пути в той же мере, в какой степени наша приверженность и преданность Корану.
إِنَّ هَٰذَا ٱلۡقُرۡءَانَ يَهۡدِي لِلَّتِي هِيَ أَقۡوَمُ
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).
Мы можем очистить наши сердца в той же степени, в какой наша приверженность Корану.
ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَتَطۡمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكۡرِ ٱللَّهِۗ أَلَا بِذِكۡرِ ٱللَّهِ تَطۡمَئِنُّ ٱلۡقُلُوبُ
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).
Мы можем выйти из тьмы к свету в зависимости от того, насколько мы привержены Корану.
الٓرۚ كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ لِتُخۡرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذۡنِ رَبِّهِمۡ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلۡعَزِيزِ ٱلۡحَمِيدِ
«Алиф. Лам. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (14:1).
Коран — это система для жизни, которая выводит людей из рабства людям и приводит к служению Всемогущему Аллаху. Выводит из угнетения людей к справедливым хукмам Аллаха.
Шариатской формой претворения Корана в жизнь является Праведный Халифат
Тот факт, что мусульмане сегодня ведут жизнь, далёкую от довольства Аллаха, объясняется тем, что Коран не доминирует в нашей жизни. На протяжении всей истории мусульмане просвещены светом Корана. Коран оставался источником милости и идей, откуда мусульмане черпали силы и с помощью которого они оживали.
Мы, как Исламская Умма:
— чтобы снова иметь возможность развиваться здоровым образом;
— чтобы снова иметь возможность жить в мире, где господствуют и вершатся хукмы Аллаха;
— чтобы быть сообществом, которое заповедует добро и запрещает зло;
— чтобы быть лучшей Уммой (общиной), выведенной для человечества;
— чтобы быть свидетельствующей Уммой и соответствовать требованиям этой роли;
— чтобы быть сильным и ведущим государством, доминирующим в мировой политике;
— чтобы быть объединёнными, словно мы части одного организма;
— чтобы наши сердца бились в унисон в противостоянии безбожным врагам;
— чтобы иметь возможность поднять знамёна Таухида на стенах и дворцах безбожного Рима, как это однажды произошло в Константинополе;
— чтобы стать Уммой, которая приносит надежду угнетённым и вселяет страх в сердца неверных колониалистов за тысячи километров — должны вновь признать Коран лидером, определяющим нашу жизнь, источником, решающим наши проблемы, и единственной системой для жизни, которая применяется над нами. Как это сделали благородные сахабы и все мусульмане, последовавшие по их стопам. Пока Коран претворялся в жизни, мусульмане были удостоены чести посредством него. В ближайшем будущем, с позволения Аллаха, будет восстановлен Правоверный Халифат, который вернёт исламский образ жизни под руководством Корана.
Абдуллах Имамоглу
Koklu Degisim Dergisi
إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ يُنفِقُونَ أَمۡوَٰلَهُمۡ لِيَصُدُّواْ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِۚ فَسَيُنفِقُونَهَا
«Воистину, неверующие расходуют своё имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его» (8:36).