30
Вт, апр

Увеличение и уменьшение веры

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Те, кто говорил, что поступки являются частью веры, естественно, сталкивались со следующей проблемой: может ли вера увеличиваться или уменьшаться, расти или понижаться.

Когда было принято решение сделать поступки составной частью веры, было установлено следующее уравнение. Вера того, кто совершает намаз, и того, кто не совершает намаз, — неодинакова. Другими словами, вера первого увеличивается, вера второго — уменьшается. Таким образом, они пришли к выводу, что вера возрастает по мере того, как вы совершаете поступки.

В качестве доказательства своей точки зрения они привели следующий хадис:

الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُونَ شُعْبَةً: فَأفْضَلُهَا قَوْلُ: لاَ إِلَهَ إلاَّ اللَّهُ، وَأَدْنَاهَا إمَاطَةُ الأذَى عَنِ الطَّرِيقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الإِيمَانِ

«Вера (включает в себя) более семидесяти или шестидесяти ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет божества, кроме Аллаха» (Ля иляха илляллах), а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред (людям). И стыдливость — (одно из) ответвлений веры» (Абу Давуд).

В своей книге «Облегчение в основах тафсира» Шейх Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, Амир Хизб ут-Тахрир, обсуждая вопрос увеличения или уменьшения имана, говорит, что человек не станет неверующим, если не устранит с дороги то, что наносит вред людям, о чём упомянуто в вышеприведённом хадисе. Затем по поводу этого хадиса и аналогично истолкованных аятов он утверждает, что они не означают степени веры, а означают укрепление веры.

ٱلَّذِينَ قَالَ لَهُمُ ٱلنَّاسُ إِنَّ ٱلنَّاسَ قَدۡ جَمَعُواْ لَكُمۡ فَٱخۡشَوۡهُمۡ فَزَادَهُمۡ إِيمَٰنٗا وَقَالُواْ حَسۡبُنَا ٱللَّهُ وَنِعۡمَ ٱلۡوَكِيلُ

«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь увеличило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (3:173).

Поэтому возрастание/увеличение (зияда) веры, которое используется в этом аяте и во многих других аятах, происходит в смысле укрепления, то есть мутмаин (спокойствия, уверенности). Это далеко не означает увеличение и уменьшение веры (зияда ва нуксан) в количественном отношении.

С другой стороны, вера — это решительное утверждение, которое возникает на основании категоричных доказательств, соответствующих действительности. По этой причине человек может либо с уверенностью во что-то либо верить, либо нет. С точки зрения Шариата не следует оценивать веру путём деления её на проценты. Другими словами, поскольку нельзя верить во Всевышнего Аллаха на 99% и говорить: «Я сомневаюсь на 1%», — то не может быть ни увеличения, ни уменьшения веры в количественном смысле. Человек может либо верить во что-то, либо не верить.

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Куртулуш Севинч

Главное меню