21
Чт, нояб

Иман ва амаль (вера и поступки)

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Определение того, насколько уместен такфир, напрямую связано с содержанием, приписываемым понятию «иман» (вера). Поэтому, чтобы прояснить этот вопрос, необходимо определить понимание веры представителями Ахлю Сунны.

Те, кто считал поступки (амаль) неотъемлемой частью веры (иман), наряду с утверждением (тасдык) в сердце и выражением (икрар) этого словами, обвиняли тех, кто не совершал праведных поступков в результате этого икрара, в том, что они не относятся к числу уверовавших. Это понимание содержит в себе некоторые противоречия.

Между тем, слова и поступки человека связаны либо с акыдой, либо с шариатскими хукмами. Однако хариджиты и последователи аналогичных взглядов не проводят различий между верой и поступками. По их мнению, показателем веры являются дела. Они утверждают, что тот, кто не совершает праведные деяния, становится неверующим.

В общем, определения имана среди учёных формируются на следующих трёх составных: тасдык (утверждение в сердце), икрар (выражение словами) и амаль (отражение через органы, то есть — поступки).

Учёные Ахлю Сунна дали три разных определения по вопросу «Что такое Иман?»:

1. Утверждение только лишь сердцем.

2. Выражение словами является достаточным. Не обязательно утверждать сердцем.

3. Необходимо как утверждать сердцем, так и заявлять словами.

Доказательством этих учёных, которые говорят, что поступки не являются частью веры, является то, что вера и поступки не упоминаются в Коране вместе.

Почти общепринятым и единодушным мнением тех, кто придерживается взглядов, отличных от Ахлю Сунна, является то, что поступки являются составной частью веры. У них нет никаких аргументов, кроме следующих нескольких доказательств.

Те, кто придерживается этой точки зрения, приводят следующие аргументы в свою пользу.

وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَٰكُمۡ أُمَّةٗ وَسَطٗا لِّتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱلنَّاسِ وَيَكُونَ ٱلرَّسُولُ عَلَيۡكُمۡ شَهِيدٗاۗ وَمَا جَعَلۡنَا ٱلۡقِبۡلَةَ ٱلَّتِي كُنتَ عَلَيۡهَآ إِلَّا لِنَعۡلَمَ مَن يَتَّبِعُ ٱلرَّسُولَ مِمَّن يَنقَلِبُ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِۚ وَإِن كَانَتۡ لَكَبِيرَةً إِلَّا عَلَى ٱلَّذِينَ هَدَى ٱللَّهُۗ وَمَا كَانَ ٱللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَٰنَكُمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ بِٱلنَّاسِ لَرَءُوفٞ رَّحِيمٞ

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили кыблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернётся вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повёл прямым путём. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (2:143).

«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» — учёные единодушно признают, что эта заповедь была ниспослана о тех, кто умер, совершая намазы в направлении Байт аль-Макдис.

Ат-Тирмизи передаёт, что Ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха обратил свой лик в направлении Каабы в качестве кыблы, сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, что будет с нашими братьями, которые умерли, совершая намазы в направлении Байт аль-Макдиса?». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Ат-Тирмизи говорит, что этот хадис хасан и сахих (аль-Куртуби).

Основываясь на части этого аята — «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере», — было сказано, что Аллах относит намаз к вере, и поэтому поступки не могут быть отделены от веры. Наряду с этим, тем, кто не совершает намаз, выносят такфир. Хотя этот аят не указывает на это. Напротив, аят указывает на то, что намаз, совершённый с верой, не окажется напрасным. В то же время здесь проявилось искусство метафоры в арабском языке и было выражено, что молитва без веры не будет принята, даже если она совершена со всеми столпами в совершенстве.

Одним словом, этот аят не означает ничего другого, кроме того, что поступки, совершённые с верой, не пропадут впустую.

Они также привели следующий аят в качестве доказательства того, что поступки являются частью веры:

وَإِذۡ قُلۡنَا لِلۡمَلَٰٓئِكَةِ ٱسۡجُدُواْ لِأٓدَمَ فَسَجَدُوٓاْ إِلَّآ إِبۡلِيسَ أَبَىٰ وَٱسۡتَكۡبَرَ وَكَانَ مِنَ ٱلۡكَٰفِرِينَ

«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц кроме Иблиса. Он отказался, возгордился и (таким образом) стал одним из неверующих» (2:34).

Основываясь на той части аята, которая гласит: «Он отказался, возгордился и (таким образом) стал одним из неверующих», — они использовали тот факт, что Иблис был осуждён на вечное пребывание в Аду за то, что отказался от одного поступка, как доказательство для такфира того, кто не совершил хоть одно из велений Аллаха.

Как видно, этим людям непонятно, чему соответствует в аяте высокомерие Иблиса и в чём причина того, что он будет подвергнут навечно Адскому Огню. Они рассмотрели этот аят поверхностно и просто приписали хукм к оставлению поступка.

Даже если это так, как они говорят, сравнивать Иблиса с человеком неправильно. Точно так же, когда они сталкиваются с вопросом о том, равны ли мужчины и женщины между собой или нет, их ответ, несомненно, будет таким: «Они не одинаковы с точки зрения пола, поэтому их нельзя сравнивать». Поэтому в этом смысле они противоречат сами себе.

Что касается того, что этот аят не подходит в качестве доказательства к их словам, то Иблис не просто ослушался веления (хукма) Аллаха. Ведь в таком случае считалось бы, что Иблис совершил лишь грех. Однако Иблис не поверил в правильность хукма Всевышнего Аллаха и проявил своё высокомерие. Он утверждал, что хукм Аллаха был неточным, и, чтобы доказать это, он использовал следующие утверждения в отношении себя и Адама (а.с.):

أَنَا۠ خَيۡرٞ مِّنۡهُ خَلَقۡتَنِي مِن نَّارٖ وَخَلَقۡتَهُۥ مِن طِينٖ

«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (7:12).

Следовательно, именно это сделало его неверным и вечным обитателем Ада. К сожалению, те, кто привёл данный инцидент в качестве доказательства, упустили из виду эту деталь и совершили ошибку.

Амир Хизб ут-Тахрир, учёный Шейх Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, делая тафсир 30-го аята суры «Аль-Бакара», ссылается на 12-й аят суры «Аль-Араф» и говорит: «Он (Иблис) считал, что повеление Аллаха не соответствует действительности и неправильное. Тот, кто отрицает категоричный фард и не выполняет его, становится неверующим» («Облегчение в основах тафсира»).

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Куртулуш Севинч