21
Чт, нояб

Такфир по мнению предшествующих (саляф) учёных

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Анализируя мнения предшествующих (саляф) учёных, мы видим, что большинство из них не затрагивало вопрос такфира мусульман.

Такие учёные, как Шейх уль-Ислям Ибн Таймия и его ученик Ибн Каййим аль-Джаузия (да смилостивится над ними Аллах), судили о куфре мусульманина только тогда, когда видели явный куфр, а не так, как это практикуется сегодня.

С другой стороны, хариджиты и современные представители подобных взглядов основывали взгляды предшествующих учёных на ложных выводах и сводили свой дискурс к такфиру мусульман, совершающих грехи.

Одним словом, Ибн Таймия, Ибн Каййим аль-Джаузия и подобные им учёные такфирили непосредственно куфр, а эти так называемые «учёные» такфирят грех, и это является их отличительной чертой. Когда мы смотрим на высказывания предшествующих (саляф) учёных о такфире, в них можно ясно увидеть это самое различие.

«Правило «Тот, кто не делает такфир неверующему, сам становится неверующим» не распространяется на тех, кто изначально является мусульманином, но не такфирит (или сомневается и колеблется в своём такфире) тех, кто произносит слово неверия или совершает куфр по причине неправильного истолкования шариатских текстов из-за непонимания одного из шариатских доказательств, которые могут иметь разные значения, либо ситуации, когда вопрос можно узнать только через пророческое руководство, либо когда человек может быть оправдан, потому что он невежественен или потому что у него мало знаний и нет явных доказательств в свою пользу. По этой причине Абу Убайд аль-Касым ибн Саллам (умер в 224 г.х.) говорит о джахмия по этому поводу следующее: «Я никогда не видел более неверующего народа, чем они. Кроме тех, кто не осведомлён об их куфре, я не причисляю тех, кто не делает им такфир, к тем, кто находится в неведении» (Ибн Таймия, «Маджму аль-фатава», 12/272).

Шейх уль-Ислям Ибн Таймия в своей книге «Ас-Сарим аль-Маслюль» говорит следующее об оскорблении сподвижников: «Тот, кто говорит, что Али ибн Абу Талиб (р.а.) — божество или Посланник, что Джибриль принёс пророчество не тому человеку, является неверующим. Даже тот, кто сомневается в том, что это является неверием, сам становится неверующим. Те, кто утверждает, что некоторые аяты в Коране отсутствуют или скрыты, или что существуют некоторые батинистские толкования, которые делают шариатские хукмы недейственными, так же являются неверующими. Нет никакого спора в том, что эти люди, которых называют батиниты, карматы, танасухиты, являются неверующими. Мы не пытаемся сказать, что те, кто не обвиняет сподвижников (р.анхум) в нерелигиозности или несправедливости, а лишь характеризует некоторых из них как скупых, трусливых, невежественных или не уделяющих внимания такве, являются неверующими только из-за этих характеристик. Мы говорим, что они получат выговор и будут наказаны. Высказывания учёных, которые не делают такфир таким людям, следует воспринимать в этом смысле».

И снова Ибн Таймийя говорит: «Эта религия — Ислам. Аллах не принимает никакой другой религии помимо этой. Религия Ислам — это подчинение одному только Аллаху. Тот, кто преклоняется и Аллаху, и кому-то другому, является многобожником. Тот, кто не подчиняется Аллаху вообще — высокомерен в поклонении Аллаху. Многобожник и тот, кто высокомерен в поклонении Всевышнему Аллаху — оба являются неверующими» («Рисаля ат-Тадмурия», 52,53).

Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах) говорит, подразумевая тех, кто придерживается веры «Вахдат аль-вуджуд» (единство бытия): «Те, кто говорит, что если идолопоклонники откажутся от своих идолов, то они откажутся от истины в той мере, в какой они отказались от своих идолов, являются ещё большими неверующими, чем иудеи и христиане. Те, кто не делает им такфир, являются ещё большими неверующими, чем иудеи и христиане. Потому что иудеи и христиане делают такфир тем, кто поклоняется идолам» («Маджму аль-фатава», 2/83).

Ибн Таймия, отметив, что многие учёные такфирят Ибн Араби, сказал: «Этот человек ближе к Исламу, чем Ибн Сабин, аль-Кунави, ат-Тилимсани и им подобные. Если куфр того, кто ближе, больше, чем куфр иудеев и христиан, то насколько большим может быть куфр тех, кто дальше от Ислама? Я не назвал здесь и десятой части причин неверия, которые они совершили» («Маджму аль-фатава», 2/85).

Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах) утверждает, что те, кто говорит, что всё есть Аллах (Вахдат аль-вуджуд), хуже христиан, которые говорят, что Иса (а.с.) является Всевышним Аллахом, и продолжает следующим образом: «Они одобряют верования иудеев и христиан и говорят, что те находятся на истине точно так же, как они считают идолопоклонников находящимися на истине. Однако каждое из этих ложных убеждений является ещё большим куфром, чем другое. Эти факты разъясняются тому, кто имеет о них хорошее мнение и говорит, что не знает, каковы их убеждения. Если он не исключает их из Ислама и не отвергает их, ему сообщают, что он — один из них. Те, кто говорит, что то, что они говорят, является тавилем в соответствии с Шариатом, являются одними из их лидеров и главарей. Если они уверуют в это сердцем и языком, то они — более неверующие, чем христиане» («Маджму аль-фатава», 2/86).

И снова Ибн Таймия пишет: «То, что они говорят, ещё хуже, чем то, что говорят христиане. Их речи содержат такие же противоречия, какие содержатся в утверждениях христиан. По этой причине они иногда выражают доктрину хулул (от араб. «халла» — «поселяться», «вселяться»; существование творца в форме творения), иногда иттихад, а иногда — Вахдат аль-вуджуд. Это мазхаб, имеющий противоречия даже внутри себя. Все они являются куффарами по единодушному мнению всех мусульман, как по внутренним (батин), так и по внешним (захир) признакам. Тот, кто сомневается в том, что они неверующие, узнав об Исламе и о том, что они говорят, является неверующим так же, как и те, кто сомневается в неверии многобожников, иудеев и христиан. Тот, кто не такфирит их, — получается, что не такфирит иудеев и христиан за их доктрины триединства и иттихада» («Маджму аль-фатава», 2/223).

Ибн Таймия говорит: «Скрытая (батин) сторона того, что они говорят и подобных этим словам вещи, являются ещё большим неверием, чем их внешнее (захир) проявление. Можно ошибочно предположить, что видимая сторона представляет собою слова учёных, которые являются людьми знания и тавхида. На самом же деле, их внутренняя составная является большей ложью и куфром, чем куфр иудеев, христиан и язычников. Куфр того, кто соглашается с этим мазхабом, даже если он был проинформирован о внутренней составной (батин) данного течения, яснее, чем куфр этого мазхаба. Однако вы увидите приверженность Исламу, Книге Аллаха и Сунне Посланника в меру их таклида у людей, которые имеют благоприятное мнение о них и не понимают того, что они говорят, и принимают их как истинные слова, сказанные учёными, но не понятые простыми людьми. Помимо этого вы увидите, что они, в меру своего невежества и заблуждения, принимают эти слова и их авторов и имеют о них благоприятное мнение. Невозможно представить, чтобы кто-то восхвалял их, кроме мульхидов (отклонившихся от веры), безбожников или заблуждающихся невежд» («Маджму аль-фатава», 2/222).

Опять же, Ибн Таймия (да смилостивится над ним Аллах) говорит: «Те, кто говорят, что в их словах есть скрытый секрет и правдивая внутренняя сторона и что только элита народа может понять это, принадлежат к одной из двух групп: либо они одни из великих зиндиков из числа отступников и отрёкшихся, либо они из числа великих невежд и извращенцев. Убить зиндика является ваджибом. Невежественному (джахилю) же разъясняют правильность и приводят доводы. Если, несмотря на это, он продолжает придерживаться этой ложной акыды, его убийство становится обязательным» («Маджму аль-фатава», 2/230–2/85).

Ибн Каййим упоминает следующее: «Когда человек обвиняет мусульманина в лицемерии и неверии не ради собственной прихоти и удовольствия, а ради Аллаха, Его Посланника и Его религии, он не впадает в неверие и даже не совершает греха. Он получает аджр (воздаяние) благодаря своему намерению и цели. Однако это не относится к тем, кто следует за своим нафсом и мнением бидатчиков, потому что они делают такфир и обвиняют других в бидате из-за собственных желаний и противоречия мнению своего мазхаба. И это при том, что они сами больше заслуживают этого (такфира), чем те, кого они обвиняют в куфре и бидате» (Ибн Каййим, «Зад аль Маад», 3/423).

Имам Бухари (да смилостивится над ними Аллах) говорит: «Я рассмотрел, что говорят иудеи, христиане и огнепоклонники, и не увидел никого более неверующего, чем джахмия. За исключением тех, кто не знает об их неверии, я не отношу тех, кто не считает их неверующими, к тем, кто оправдан из-за своего невежества» (Бухари, «Хальк афаль аль-ибад», 19, №35).

Как видно, предшествующие (саляф) учёные, которые делали заявления о такфире, выносили такфир только в адрес явного неверия и не делали такфир в отношении греха.

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Куртулуш Севинч