09
Ср, окт

Взгляд сподвижников на вопрос «иман ва амаль»

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В период сподвижников различие между верой и поступками не было концептуальным. Другими словами, до нас не доходили риваяты о том, что они говорили: «Вера — это то-то, а поступки — то-то!». Подобные определения были сделаны учёными каляма во втором веке хиджры, и через них уже эти определения вошли в исламскую литературу.

При сподвижниках не было инцидентов, когда праведные деяния фактически не совершались. Когда аят или слова Посланника Аллаха ﷺ требовали действий, сподвижники немедленно претворяли их в жизнь. Они считали совершение поступков требованием своей веры. От Абдуллаха ибн Масуда в сборнике ат-Табари передаётся следующее:

كَانَ الرَّجُلُ مِنَّا إِذَا تَعَلَّمَ عَشْرَ آيَاتٍ لَمْ يُجَاوِزْهُنَّ حَتَّى يَعْرِفَ مَعَانِيَهُنَّ وَالْعَمَلَ بِهِنَّ

«Когда (какой-либо) человек из нас (сподвижников) выучивал десять аятов, он не переходил (к другим аятам), пока не постигал их смыслов и того, как действовать в соответствии с ними».

Есть ещё и другой риваят от Абдуллаха ибн Масуда:

فَتَعَلَّمْنَا الْعِلْمَ وَالْعَمَلَ جَمِيعًا

«Мы воспитывались через знания и поступки вместе».

Однако, несмотря на то, что сподвижники придавали большое значение этому вопросу, то есть реальному совершению дел, они не считали веру и поступки составными частями друг друга. Другими словами, они не считали поступки частью веры. Этому их научил Посланник Аллаха ﷺ.

Невозможно думать иначе. К тем, кто совершал грехи, Посланник Аллаха ﷺ применял наказание (хадд), но не применял к ним наказания, которое предусмотрено за вероотступничество. Если бы Ислам принимал поступки в качестве части веры, то он требовал бы от согрешивших сначала покаяния и исполнения деяний, а если бы они отказались это сделать, то постановил бы убивать их в качестве вероотступников. Но такого не было, и Ислам ограничивался тем, что налагал необходимые наказания (хадд) на тех, кто совершал грех. Об этом свидетельствует тот факт, что Посланник Аллаха ﷺ лично возглавил джаназа-намаз прелюбодейки, которая была приговорена к наказанию побиванием камнями.

أتَتِ امْرَأةٌ مِنْ جُهَيْنَةَ رَسولَ اللّهِ وَهِىَ حُبْلَى مِنَ الزِّنَا، فقَالَتْ يَا رسولَ اللّهِ: أصَبْتُ حَدّاً فَأقِمْهُ عَليَّ فَدَعَا نَبىُّ اللّهِ وَلِيَّهَا فقَالَ: أحْسِنْ إلَيْهَا، فَإذَا وَضَعَتْ فَأتِنِى بِهَا، فَفَعَلَ فَأمَرَ بِهَا فَشُدَّتْ عَلَيْهَا ثِيَابُهَا، ثُمَّ أمَرَ بِهَا فَرُجِمَتْ، ثُمَّ صَلَّى عَلَيْهَا، فقَالَ عُمَرُ: أتُصَلِّى عَلَيْهَا وَقَدْ زَنَتْ؟ فقَالَ لَقَدْ تَابَتْ تَوْبَةً لَوْ قُسِّمَتْ بَيْنَ سَبْعِيْنَ مِنْ أهْلِ المَدِينَةِ لَوَسِعَتْهُمْ، وَهَلْ وَجَدْتَ أفْضَلَ مِنْ أنْ جَادَتْ بِنَفْسِهَا للّهِ عَزَّ وَجَلَّ

«К Посланнику Аллаха пришла женщина из племени Джухайна, беременная в результате прелюбодеяния, и сказала: «О Посланник Аллаха, я совершила преступление хадда, вынеси мне наказание!». Посланник Аллаха позвал её опекуна и сказал: «Обращайся с ней хорошо. Когда она родит ребёнка, приведи её ко мне!». Её опекун так и поступил. (Когда она пришла после родов) Посланник Аллаха приказал связать женщину её одеждой. Затем он велел, чтобы был совершён раджм. Он возглавил её джаназа-намаз. Увидев это, Умар (р.а.) сказал: «Ты проводишь намаз этой прелюбодейки?». Посланник сказал: «Она совершила такое покаяние, что если бы оно было разделено между семидесятью жителями Медины, то милость этого покаяния охватила бы их всех. Знаешь ли ты более почётное деяние, чем отдать свою жизнь ради Всевышнего Аллаха?» (Абу Давуд, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Это также упоминается в известном хадисе, переданном Абу Зарром:

أَنَّ النَّبِيَّ قَالَ: أتَانِي جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَام فَبَشَّرَنِي أَنَّهُ مَنْ مَاتَ مِنْ أُمَّتِكَ يُشْرِكُ باللّهِ شيئاً دَخَلَ الجَنَّةَ. قُلتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ. قُلتُ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ؟ قَالَ: وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ. ثُمَّ قَالَ فِي الرَّابِعَةِ: عَلَى رَغْمِ أَنْفِ أَبِي ذَرٍّ

«Пророк сказал: «Ко мне явился Джибриль и обрадовал меня вестью о том, что тот из твоей общины, кто умрёт, не придавая в сотоварищи Аллаху ничего, войдёт в Рай». Я спросил: «Даже если прелюбодействовал и воровал?». Он ответил: «Даже если прелюбодействовал и даже если воровал». Я вновь спросил: «Даже если прелюбодействовал и воровал?». Он ответил: «Даже если прелюбодействовал и даже если воровал». Посланник Аллаха на четвёртый раз также добавил слова: «Несмотря на то, что это не нравится Абу Зарру» (Бухари, Муслим, ат-Тирмизи).

Всё это показывает, что во времена Посланника Аллаха ﷺ и сподвижников поступки не считались составной частью веры, за них применялись меры наказания, называемые хадд. Именно этот вопрос упускают из виду или не понимают те, кто считает поступки составной частью веры.

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Куртулуш Севинч