а) «Аль-ихван аль-муслимун» («Братья-мусульмане»)
Взглядам хариджизма потребовались 1950-е годы, чтобы вновь возникнуть после того, как они были уничтожены как массовое образование в 658 году (38 г.х.). В период с 658 года по 1950 год в исламской географии не наблюдалось массового движения в этом смысле.
По состоянию на начало XX века исламские земли находились под серьёзной оккупацией. В то же время, помимо фактической оккупации, Умма также страдала от идейной и интеллектуальной слабости. После даты 3 марта 1924 года, когда щит Исламской Уммы был разбит, и мусульмане остались без предводителя, в исламской географии начались движения против мандатных правительств и фактической оккупации.
Среди них — «Аль-ихван аль-муслимун» («Братья-мусульмане»), которые подняли исламское восстание в Исмаилии, а также ими было организовано движение против британской оккупации под руководством Хасана аль-Банны. По словам Хасана аль-Банны, «исламский мир потерял свой социальный суверенитет из-за влияния Запада. Законы Шариата должны основываться на Коране и Сунне, как это было в прошлом, и должны охватывать все сферы жизни общества, от государственных дел до повседневных проблем».
б) «Братья-мусульмане» и Гамаль Абдель Насер
Аль-Банна определил своё движение следующим образом: «Дорогие братья! Вы не являетесь ни благотворительной организацией, ни политической партией, ни местной организацией с ограниченными целями. Напротив, вы — новый дух в сердце этой нации, который вдохнёт в неё жизнь с помощью Корана, и вы — могучий голос, который поднимается, чтобы напомнить о послании пророков…».
Мусульмане стекались к ним, чтобы послушать лекции Хасана аль-Банны… Харизматическое лидерство аль-Банны привлекло большое количество людей из числа населения с низким и средним уровнем дохода.
Аль-Банна интересовался борьбой мусульман против сионистов в Палестине. В 1948 году «Братья-мусульмане» участвовали в войне между Египтом и «Израилем». В этой войне они проявили большое рвение. Однако египетская армия потерпела полное фиаско. Сила «Аль-ихван аль-муслимун» пугала режим, и он опасался, что «Братья» могут устроить переворот и захватить власть. До конца 1948 года «Братья» воспринимались как самая большая угроза монархии.
В ноябре 1948 года деятельность «Братьев-мусульман» была запрещена. Это привело движение к прямой конфронтации с правительством. 28 декабря 1948 года ан-Нуграши-паша был убит членом «Братьев-мусульман». После этого инцидента дворец и правительство решили убить Хасана аль-Банну. 12 февраля 1949 года он был убит агентами режима и, с позволения Аллаха, стал шахидом.
В июле 1952 года король Фарук I был свергнут военной хунтой во главе с генералом Мухаммадом Нагибом и подполковником Гамалем Абделем Насером. «Братья» и его руководство не принимали активного участия в этой революции, однако члены «Братьев» с энтузиазмом поддержали её.
В Египте «Аль-ихван аль-муслимун» насчитывало сотни тысяч человек. Они проникли почти во все уровни государства. Зная это, Гамаль Абдель Насер уже давно занимал жёсткую позицию в отношении «Братьев-мусульман».
Насер пригласил некоторых лидеров «Братьев-мусульман» принять участие в работе Совета революционного командования Египта [1]. Трое из них положительно ответили на это приглашение. Однако вскоре начались разногласия. Цель Насера состояла в том, чтобы придать революции исламскую легитимность. Однако «Братья» хотели, чтобы режим стал исламским. С другой стороны, Насер не имел намерения приближаться к этим берегам.
Режим хотел получить информацию об организационной структуре «Ихванов» и определить, насколько она эффективна. 10 сентября 1952 года закон, изданный Советом революционного командования, предусматривал, что все политические партии должны иметь официальный статус. «Братья-мусульмане» подыграли этому и передали все свои документы властям.
В годы революции отношения «Ихванов» с военным режимом были сердечными и тёплыми. Однако к середине 1953 года стало ясно, что Совет революционного командования при Насере ориентируется на светское, а не на исламское государство. Поэтому в конфликте между Нагибом и Насером «Ихваны» поддержали Нагиба. Против правления Насера «Братья» объединили распущенные партии и организовали демонстрации за гражданское правительство. 16 января 1953 года все партии были распущены, но для «Ихванов» было сделано исключение. Таким образом, Насер на начальных этапах не противостоял «Братьям-мусульманам». Режим хунты усилил свою власть, очистив армию от сочувствующих всем оппозиционным группам.
26 октября 1954 года, во время выступления в Александрии, Насер обвинил в фальшивом вооружённом нападении, организованном им же самим, члена «Ихванов». В ответ на обвинения режима в покушении на убийство организация «Аль-ихван аль-муслимун» заявила, что такая операция не была запланирована ей и была проведена силами полиции, но её никто не услышал. Вскоре режиму удалось настроить всё население против членов «Ихванов». Совет революционного командования Египта создал народный суд, состоящий из председателя и двух вице-председателей.
Суд приговорил аль-Худайби, Махмуда аль-Латифа, Хиндави Дувейра, Ибрагима Тайиба, Юсуфа Талха, шейха Мухаммада Фаргали и Абд аль-Кадира Ауда к смертной казни. Приговор аль-Худайби был заменён пожизненным заключением. Остальные были расстреляны 9 декабря 1954 года (да смилуется над ними Аллах и примет их шахаду).
Члены «Братьев» оставались в тюрьме в очень тяжёлых условиях. События конца мая 1957 года означали, что вскоре они будут уничтожены. 1 июня они были заперты в своих камерах. Этот молчаливый протест был жестоко нарушен. В камеры ворвались солдаты и расправились с 21 членом «Ихванов».
26 июня 1965 года события возобновились с ареста брата Сейида Кутба — Мухаммада Кутба. В августе также были арестованы Сейид Кутб и несколько членов «Ихванов». Среди них были молодой член «Братьев» Али Ашмави и Абдель Фаттах Исмаил. В результате информации Ашмави против «Ихванов» все члены организации оказались в ловушке.
Затем события набрали обороты. Были совершены налёты на деревни и на окраины Каира. К первой неделе сентября почти ни одна провинция не осталась без нападения.
Везде, где полиция проводила обыски, были найдены книги «Вехи на пути» (Сейид Кутб) и «Джахилия двадцатого века» (Мухаммад Кутб). 29 августа 1966 года Сейид Кутб был казнён вместе со своими учениками Мухаммадом Хавашем и Абдулом Феттахом Исмаилом.
в) Позиция членов «Аль-ихван аль-муслимун» в отношении режима
Несмотря на все эти пытки и преследования, члены «Ихванов» упорно сопротивлялись и не покорялись режиму. Режим применил новую тактику, чтобы сломить это сопротивление. Таким образом, режим приблизился к тому, чтобы разрушить сопротивление и позицию личности, которую не удалось сломить посредством тактики прибегания к элементам насилия, угнетения и казней. В итоге режим принял меры и внедрил своих агентов среди членов «Братьев-мусульман» в 1967 году. Эти агенты разделили «Аль-ихван аль-муслимун» на три части благодаря своей работе внутри «Братьев»:
1. Те, кто поддерживал администрацию в надежде, что «может быть, нас освободят».
2. Те, кто не поддерживал режим любой ценой. Именно они были наиболее угнетены режимом.
3. Те, кто взял в основу позицию хранить молчание.
г) Раскол и такфир внутри «Братьев»
Как мы уже упоминали, члены «Ихвана» подвергались многочисленным пыткам. Они были молоды и не имели знаний в области исламских наук. Под влиянием этих притеснений и пыток некоторые члены организации начали интеллектуальные движения. Шукри Мустафа и Али Абдух Исмаил сыграли важную роль в той части этого движения, которое касается нашей темы.
Шукри Мустафа родился 1 июня 1942 года в деревне Абу-Хорус Асьюта в Центральном Египте. В 1965 году, в возрасте 23 лет, он был заключён в тюрьму за распространение листовок «Братьев-мусульман» в университете. Он провёл в тюрьме 6 лет. В эти годы он читал труды Маудуди и Сейида Кутба. Заключённые-исламисты в тюрьмах разделились на различные мнения о книге «Вехи на пути», в результате чего возникли различные группировки.
В то время как старшее поколение, которое всегда поддерживало Хасана аль-Худайби, пыталось отстоять старые традиционные убеждения, молодое поколение вскоре раскололось на различные фракции. Эти группировки можно свести к двум важным взглядам, согласно различным интерпретациям терминов «отстранение» и «разделение», используемых Сейидом Кутбом. Согласно первой из этих групп, значение слова «узл» (отстранение, изоляция) у Кутба было «отстранением в полном смысле этого слова» и означало полную отрешённость и отстранённость от общества. Те, кто считал, что этот термин означает духовное отчуждение от общества, создали группу под названием «Комитет по духовному отчуждению». Согласно убеждениям этой группы, существующему невежественному египетскому обществу должен быть вынесен такфир. Однако из-за своей слабости они скрывали это, но продолжали выносить им такфир в сердце. Когда же они достигнут стадии власти, они начнут полномасштабную борьбу против невежественного порядка и общества.
Те, кто придерживался второго мнения, не скрывали его, хотя и разделяли первое мнение в плане такфира. Они считали, что необходимо отделиться от невежественного общества и создать небольшое исламское общество. Таким образом, это небольшое исламское общество сможет такфирить невежественное общество с полной открытостью, не скрывая ничего. Шукри Мустафа отстаивал это второе мнение. В 1965 году, когда директор Департамента государственной безопасности проводил опрос членов «Ихванов» в тюрьме, 13 молодых людей, включая Шукри Мустафу, отказались от встречи. Шукри Мустафа ответил на просьбу директора о встрече следующим образом: «Я отказываюсь встречаться с Вами, потому что Вы — кяфир (неверующий), Ваше правительство — кяфирское (неверное), а также глава Вашего государства — кяфир (неверный)».
Шукри Мустафа не был лидером этого нового формирования. Лидером этого движения, в основе которого лежал принцип полного разрыва с невежественным обществом, был молодой человек по имени Шейх Али Абдух Исмаил, выпускник аль-Азхара, который занимал этот пост до 1969 года. Все его товарищи по заключению, отказавшиеся принести присягу и принять руководство этого молодого выпускника аль-Азхара, были объявлены неверующими.
Движение такфира было расколото и раздроблено с уходом шейха Абдуха Исмаила, который находился под влиянием взглядов и речей главы «Ихванов» и отказался совершать такфир. В конце концов, в членах группы остался только Мустафа Шукри.
Эта группа называет себя «Джамаат аль-Муслимун» («Общество мусульман»). Но впоследствии оно стало известным под названием «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра», что в переводе означает «Обвинение в неверии (такфир) и переселение (хиджра)». Эта волна такфира распространилась на «карателей» такфиристов, а затем и на всех государственных чиновников. Через некоторое время к нему присоединился его племянник Махир Батари.
д) «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»
Шукри Мустафа был освобождён из концлагеря 16 октября 1971 года. После освобождения он вернулся в Асьют, где продолжил свою проповедническую деятельность, одновременно занимаясь исследованиями по своей специальности. Вместе с несколькими друзьями, которые присоединились к нему, Шукри Мустафа каждую пятницу ездил в деревни вокруг Асьюта, где проповедовал жителям и проводил встречи с молодёжью, которая присоединялась к нему. Эта деятельность привлекла внимание полиции, и с 1972 года они находились под строгим наблюдением. Хотя в первом периоде они находились под постоянным наблюдением, но большого давления на них не оказывалось. Такая ситуация продолжалась до осени 1976 года, когда соперничающие исламистские группировки попытались переманить на свою сторону две тысячи членов группы Шукри Мустафы. Для руководства выход из группы означал отступничество от Ислама, что каралось смертью.
Во время демонстрации, на которой Шукри Мустафа пытался наказать некоторых своих противников, полиция вмешалась и арестовала многих из них. Как упоминалось ранее, пресса назвала эту группу «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра». Это произошло потому, что эта группа делала такфир обществу и переселялась в горы.
Шукри Мустафа сделал много заявлений, чтобы объяснить истинное лицо событий, искажённое прессой. Однако ни одно из этих заявлений не было опубликовано. В ответ на это организация похитила бывшего министра Мухаммада аль-Захаби 3 июля 1977 года в надежде, что это приведёт к выполнению некоторых её требований. Однако желаемый результат не был достигнут, и организация была ещё больше зажата в угол. Это привело к тому, что организация убила аль-Захаби. В течение нескольких дней сотни членов организации, включая всё руководство, были схвачены. В результате Шукри Мустафа и четверо его друзей были казнены.
После казней в 1977 году и арестов с 1981 по 1984 год движение потеряло свою силу и раздробилось на мелкие части. После 1984 года во взглядах движения появилась гибкость. К ним можно отнести разрешение своим членам сбривать бороды, снимать чадру с лица женщинам, занимать должности в правительстве и носить одежду западного образца. Кроме того, отношения между этим движением и другими исламистскими движениями также развивались.
е) Мысли «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»
Мысль Шукри Мустафы эволюционна. Его критика имеет постепенно усиливающийся характер. В конечном счёте, для них правительство Анвара Садата и египетский народ не входят в число представителей Ислама. В основном, они такфирили нынешнее правительство и государство за то, что те являются угнетателями, а народ — за то, что он молчит, а некоторые из них — за то, что поддерживают это угнетение.
Из краткого изложения защиты Шукри Мустафы в суде мы можем сделать следующие выводы об их мыслях. Режим — это режим невежества, дверь иджтихада не может быть закрыта, имамы четырёх мазхабов не приветствуются, приверженность к какому-либо учёному означает поставить его на место «Господа». Те, кто следует этим учёным, считаются отступниками от религии, а мечети рассматриваются как Масджид ад-Дирар («Мечеть раздора»), поскольку они не основаны на такве. Все мечети в мире, кроме Масджид аль-Харам, Масджид ан-Набави, Масджид аль-Акса и Масджид аль-Куба в Медине, являются Масджид ад-Дирар, в которых молитва не дозволена, поскольку они не были основаны с намерением таквы. Для того, чтобы совместная молитва была действительной в этих четырёх мечетях, имамом должен быть один из людей «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра». В противном случае там дозволены только индивидуальные молитвы. Нельзя устраиваться на государственную работу, приступать к военной службе, отправлять детей в школы, между египетской разведкой и «израильской» армией не существует никакого отличия, грех — это ширк, нет разницы между ширком и грехом, а также тот, кто упорствует в грехе, является неверующим.
ж) «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра» сегодня
Сегодня большинство членов движения обосновалось в Саудовской Аравии, Йемене, Ираке и Иордании, посвятив свою деятельность исключительно экономической сфере. Они стремятся внести свой вклад в укрепление и расширение своего общества. В результате этой экономической миграции Египет утратил свои позиции в качестве центра этого движения.
В 1981 году, в результате произошедших событий и движений, начавшихся с ордеров на арест, конфликтов, происходивших в тюрьме между движением «Ат-Такфир» и другими движениями, широковещательной войны и мероприятий по промыванию мозгов, проводимых университетом аль-Азхар, многие члены общины начали менять свои взгляды и отношение к организации и Шукри Мустафе.
После череды событий на исламском поприще в Египте движение «Ат-Такфир» было представлено различными ответвлениями, которые вышли за рамки, установленные Шукри Мустафой, и достигли гораздо больших крайностей. Сегодня в Египте современное движение «Ат-Такфир» лишено поддержки студентов университетов и тех людей, которых оно имело в своих рядах в прошлом. Большинство членов движения — базарные и рыночные торговцы, работающие в своей сфере. В последнее время призывающие к движению сосредоточили все свои усилия в этом направлении.
Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Автор: Куртулуш Севинч
1. Совет революционного командования Египта (араб. مجلس قيادة ثورة) — высший орган государственной власти Египта в 1952–1956 годах. Учреждён вскоре после Июльской революции 1952 года.