26
Пт, дек

«Халифат и Имамат в исламской традиции: Часть 11. Вали уль-амр ответственен за правление по Шариату»

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного

Серия «Халифат и Имамат в исламской традиции»

Важно здесь задуматься над тем, что Всевышний собрал все веления воедино и отдал их в руки обладателя власти, чтобы он правил на их основе — то есть на основе совокупности повелений и запретов, ниспосланных в Откровении, или тех, которые выводятся из Откровения обладателями знания. И в каждом из этих случаев собраны постановления, которыми управляются дела людей: будь то касательно их выведения, применения или важности для общества и необходимости возвращения их к тем, кто умеет их выводить, как, например, дела безопасности или страха. Всё это собрано под названием «амр», и в этом деле поставлены ответственные, чтобы не было хаоса.

Хадды (уголовные наказания), кысас (возмездие), таъзир (дисциплинарные меры), заключение договоров, установление внутренней политики для управления делами подданных в соответствии с исламскими законами, разрешение споров, возвращение отнятых прав их обладателям, внешняя политика, направленная на несение исламского призыва и джихада — всё это отдано в руки вали уль-амр и тех, кого он назначает — валиев, судей и других. Всё это существует только с наличием вали уль-амра: часть законов не может быть реализована полноценно без него или его заместителей, а часть вовсе не применяется, если его нет.

Власть (амр), возложенная на халифа, играет ключевую роль в существовании Ислама на земле. Всё остальное из Ислама, что может реализовываться на уровне отдельных лиц, составляет лишь малую часть. Нет Ислама на земле без государства, которое устанавливает законы Шариата, несёт послание и защищает оплот, то есть государство, где вся власть принадлежит вали аль-амру. И подчинение ему обязательно, пока он применяет Ислам среди нас. А если он применит что-то противоположное Исламу — против него поднимается меч.

Ибн Саид аль-Гарнати сказал в книге «Аль-Мугриб фи тартиб аль-муриб»: «Говорится «валие-» или «тавалля аль-амр» — когда он совершает его сам. Отсюда выражение о шахиде: «займитесь делом вашего брата», то есть возьмите на себя его похороны. Вали аль-ятим (опекун сироты), вали аль-катиль (взявший на себя дело убитого), вали аль-баляд (правитель города) — то есть взявший на себя их дела. Масдар (отглагольное сущ.) обоих слов — вилая».

Абу Сууд аль-Имади сказал о словах Аллаха:

أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِى ٱلأمْرِ مِنكُمْۖ

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям влиянием среди вас» <(4:59), — что «обладающие влиянием» — это праведные повелители и справедливые правители, как праведные халифы и те, кто идёт по их пути [1]. Что же касается правителей несправедливости, то они далеки от того, чтобы заслужить упоминание рядом с Аллахом и Его Посланником ﷺ в обязательности подчинения.

Пророк ﷺ сказал:

مَنْ أطَاعَنِي فَقَدْ أطَاعَ اللَّهَ وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَمَنْ يُطِعِ الأَمِيرَ فَقَدْ أطَاعَنِي وَمَنْ يَعصِ الأميرَ فَقَدْ عَصَانِي

«Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся повелителю повинуется мне, а ослушавшийся повелителя ослушался меня»< (Бухари, Муслим). Аль-Багави в своём тафсире к этому хадису сообщает слова Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах: <«Обязанность Имама — править согласно тому, что ниспослал Аллах, и хранить аманат (доверенное). Если он делает это, то обязанность подданных — слушать и повиноваться».

Аз-Замахшари сказал: «Если вы и обладатели власти среди вас разногласите в чём-либо из дел религии, то возвращайте это к Аллаху и Посланнику — то есть к Корану и Сунне. Как же может быть обязательным подчинение тираническим правителям, если Аллах обусловил повиновение обладателям власть ясными условиями, не оставляющими сомнения: сначала — исполнение аманата и справедливое правление, затем — возврат к Книге и Сунне в спорных вопросах? А тиранические правители не исполняют аманата, не правят справедливо и не возвращаются ни к Книге, ни к Сунне — они лишь следуют своим страстям. Следовательно, они лишены качеств тех, кого Аллах и Его Посланник назвали обладателями власти. Их истинное имя — захватчики и грабители».

Повеление Всевышнего возвращать дела к Аллаху и Посланнику ﷺ во всех мелочах и важных делах означает ниспослание постановлений на новые события, чтобы они применялись в реальности. А это и есть определение политики: забота о делах — малых и больших, незначительных и важных — в соответствии с повелениями и запретами, ниспосланными в Откровении, ради правильного применения исламской системы, чтобы люди жили исламской жизнью. Возвращение этих законов происходит к учёным, которые их выводят, и к государству, которое их применяет. Государство — это исполнительный механизм совокупности понятий, критериев и убеждений, которые несёт Умма. В Исламе же эти понятия, критерии и убеждения берутся из Откровения. Поэтому именно Откровение управляет делами людей, то есть посредством религии, ниспосланной в сердце Мухаммада ﷺ с истиной, чтобы люди соблюдали справедливость.

 

Автор: писатель и мыслитель Саир Саляма (Абу Малик)

 

1. Некоторые говорят, что в аяте речь идёт об учёных Шариата, как в следующих словах Аллаха:

وَإِذَا جَآءَهُمۡ أَمۡرٞ مِّنَ ٱلۡأَمۡنِ أَوِ ٱلۡخَوۡفِ أَذَاعُواْ بِهِۦۖ وَلَوۡ رَدُّوهُ إِلَى ٱلرَّسُولِ وَإِلَىٰٓ أُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنۡهُمۡ لَعَلِمَهُ ٱلَّذِينَ يَسۡتَنۢبِطُونَهُۥ مِنۡهُمۡۗ وَلَوۡلَا فَضۡلُ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ وَرَحۡمَتُهُۥ لَٱتَّبَعۡتُمُ ٱلشَّيۡطَٰنَ إِلَّا قَلِيلٗا ٨٣

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» (4:83).

Но есть слова Аллаха с противоположным смыслом:

فَإِن تَنَٰزَعۡتُمۡ فِي شَيۡءٖ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ

«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху» (4:59).

Мукаллид не имеет права спорить с муджтахидом в выведенном постановлении, разве что речь обращена к обладателям власти для привлечения внимания, но это маловероятно. Выражение «если же» указывает на то, что данное предложение связано с предыдущим. То есть Аллах разъясняет обязательность повиноваться обладателям власти, если их правление соответствует велениям Аллаха и Его Посланника ﷺ. И также разъясняет, что нужно делать, когда между вами и обладателями власти существуют разногласия в делах религии. И в таком случае необходимо возвращать вопрос к Книге Аллаха и к Посланнику ﷺ, то есть к его Сунне (конец цитаты Абу Сууда). А аль-Джассас в «Ахкам аль-Куран» сказал: «Затем Всевышний сказал: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху». Итак, «обладателям влиянием» велено возвращать спорный вопрос к Книге Аллаха и Сунне Его Пророка ﷺ. Простые люди и те, кто не является обладателем знания, не владеют таким положением, то есть не знают, как именно возвращать к Книге и Сунне и каким образом извлекаются из них доводы для нахождения решения новых ситуаций. Таким образом, устанавливается, что это обращение к учёным».