Человек постигает вещь, либо непосредственно ощущая её реальность, либо получая о ней информацию — подлинную (катый) или предположительную (занний). Более сильным и достоверным будет то, что человек ощутил сам непосредственно. Но как нам быть, если полученная информация противоречит законам Вселенной?
Когда человек получает две противоречивые информации, тогда он не может принять обе вместе. В таком случае нужно удостовериться: возможно, обе информации ложны, и тогда от них нужно отказаться. Но если одна информация ложная, а вторая правдивая, тогда человек отвергает ложную и принимает правдивую. Если же условия правильности имеются в обеих информациях, тогда следует попытаться согласовать их. Шариатское правило гласит: «Применить два доказательства лучше, чем отклонить одно из них». А когда согласовать две информации невозможно, тогда следует прибегнуть к предпочтению одного над другим, то есть выбрать более сильную.
Важные вопросы
Если в поступающих информациях говорится об известных и важных вещах, тогда достаточно, чтобы эти информации соответствовали условиям достоверности, требуемым передатчиками хадисов, такими как Бухари и Муслим, к примеру, хадисы, переданные от Посланника Аллаха ﷺ о том, что он что-то приказал или что-то запретил, что-то сделал или о чём-то умолчал и т.д.
Если же в сообщениях говорится о необычных и непостижимых вещах, тогда эти сообщения нуждаются в большем подтверждении, чем просто соответствие условиям достоверности. Например, есть сообщения о людях, прочитывающих Коран за один ракат ночной молитвы. Есть сообщение о том, как Сария услышал голос Умара (р.а.) на расстоянии месяца пути. Также есть сообщение о том, как иудейский колдун Лабид заколдовал Посланника Аллаха ﷺ.
Если в сообщениях говорится о вещах, идущих вразрез с законами Вселенной, вложенными Аллахом в творения, тогда им нужно уделить ещё больше внимания. Подобные сообщения можно принимать только в том случае, когда они являются категоричными по происхождению (катыят ас-субут), то есть когда являются истинно подлинными (мутаватир), развеивающими любые сомнения и подозрения, но не такими подлинными, как это понимают некоторые проявляющие гибкость в вопросах акыды.
Чудеса пророков (а.с.) — это те явления, которые идут вразрез с законами Вселенной, но о них говорится в Коране, который считается подлинным источником, следовательно, в эти чудеса необходимо верить. Но что касается тех чудес, которые не переданы путём мутаватир, то их можно принимать, когда сообщения соответствуют условиям достоверности, но не утверждать решительно. Тут важно понимать, что Сам Аллах творит чудеса руками Своих пророков, и это Ему под силу.
Необыкновенные явления
Что касается караматов (явления, идущие вразрез с законами Вселенной и случающиеся с некоторыми верующими людьми помимо пророков), которые были доказаны путём мутаватир, к примеру, как асхаб аль-кахф спали триста девять лет или как пропитание приходило к Марьям, то в это нужно верить, потому что данные события берутся из подлинных источников (катыят ас-субут). Но с такими караматами нельзя проводить аналогии. К примеру, нельзя утверждать, что махди будет жить очень долго подобно тому, как асхаб аль-кахф жили долго. Также нельзя случай с пропитанием Марьям (а.с.) приводить в доказательство того, что рызк кому-то приходит необыкновенным образом. Нельзя обобщать и говорить, что «с авлия происходят караматы подобно тому, как с пророками происходили чудеса». Нарушение закона Вселенной в жизни кого-либо помимо пророка — это необыкновенное явление, и оно должно подтверждаться не просто достоверным сообщением, а мутаватиром.
Деградация умов
Среди людей известен случай, произошедший в Индонезии в 1972 году. Женщина по имени Захра Фона утверждала, что находится на восемнадцатом месяце беременности при том, что женщины рожают на девятом месяце. Она утверждала, что плод говорит в её утробе слышимым и понятным голосом и красиво читает Коран. Люди не верили этому, пока сами не увидели и не услышали. Новость быстро разошлась и даже была передана по индонезийскому радио. Эту женщину посетил сам президент республики, министр информации и несколько других министров. Все они сделали заявления, подтверждающие достоверность новости, и об этом событии сообщили информационные агентства и газеты по всему миру. Захра Фона сказала, что мальчик родится в этом году в Мекке в сезон хаджа, и что он является тем самым долгожданным Махди. Этой новости поверило большое количество мусульман. И когда мы говорили им: «Это что-то сверхъестественное в законах Вселенной, и нельзя принимать это так просто», — они отвечали нам: «Аллах — Всемогущ». Такие случаи свидетельствуют о деградации умов и нарушении процесса мышления у людей. Аллах удостоил потомков Адама умом, чтобы мы могли различать правду и обман, истину и ложь. Поэтому человек не должен превращать свой ум в гнездо мифов и выдумок.
Благо, в Исламской Умме всегда были мыслители. Некоторые из них потребовали сформировать медицинскую комиссию для обследования этой беременной женщины. Был сформирован комитет из восьми врачей, и они отправились к ней. Она сказала им: «Сейчас ночь пятницы, и мальчик отказывается проходить обследование в пятницу вечером». Они ушли по её просьбе, заранее оговорив время, на которое мальчик согласится. Она попросила их вернуться на следующий вторник. Когда они пришли во вторник, женщины уже не было дома. Полиция объявила поиски и нашла её примерно через две недели в одном селе. Проведя обследование, врачи обнаружили, что она вовсе не беременна. Оказалось, она была в разводе уже восемнадцать месяцев, а чтобы обмануть людей, она обматывала живот какими-то тряпками и прятала там магнитофон.
Между мифом и реальностью
Теперь сопоставим две информации. Приходит известие о том, что женщина находится на восемнадцатом месяце беременности и что плод в её чреве ясно говорит и читает Коран. Её посетило множество людей, увидев и услышав голос плода, и среди этих людей были: президент республики, министр информации и другие министры. То есть новость стала подтверждённой. Но, с другой стороны, есть более достоверная информация. Сами законы Вселенной, которые мы ощущаем постоянно, противоречат этой новости. И когда встаёт выбор, то мы, конечно же, должны выбрать ощутимую и достоверную информацию, то есть законы Вселенной, вместо предположительной информации, как бы она ни была подтверждена, если только она не сообщена в источниках мутаватир.
Таким образом, каждая информация, в которой говорится о чём-либо сверхъестественном, должна быть исследована на предмет мутаватира и подлинности. Если информация подлинна, тогда мы принимаем её. В обратном случае эту информацию нельзя принимать, если, конечно, она не связана с пророками. Кто примет такую информацию, тот предпочёл предположительное подлинному и поставил в один ряд чудеса пророков и утверждения шарлатанов. Такой человек утратил способность отличать миф от реальности и превратил свой разум в гнездо и рассадник суеверий.
Из журанла «Аль-Ваъй», выпуск 6, 1987 г.х./1408 г.