Большинство людей полагает, что причин смерти много, хотя сама смерть — одна. Они считают, что смерть наступает, например, от смертельной болезни, как чума, от удара ножом, от огнестрельного ранения, ожога, отсечения головы, остановки сердца или чего-то другого. Всё это, согласно их мнению, — непосредственные причины, ведущие к смерти. Поэтому можно часто услышать, что «причин много, а смерть одна».
На самом же деле смерть — одна, и причина смерти — тоже одна. Этой причиной является завершение жизненного срока человека (аджаль). Что касается вышеперечисленных случаев, то это лишь положения, в которых наступает смерть, а не сама причины смерти.
Причина всегда приводит к следствию, и следствие может исходить только от своей единственной причины. Это отличается от положения, которое считается обстоятельством или обстановкой, в которой обычно происходит что-то определённое. Но иногда в этом положении может и не происходить то, о чём идёт речь. Иногда есть обстоятельства и положение, но смерть не наступает, а иногда смерть наступает, даже если нет упомянутых положений.
Исследуя положения, при которых наступает смерть, а также изучая вопрос самой смерти, каждый найдёт, что иногда есть положение, но при этом смерть не наступает, а иногда смерть наступает, хотя не было ни одного из этих положений. Например, бывает, что человеку наносят удар ножом, и врачи единогласно говорят о том, что удар смертелен, но при этом раненый не умирает и выздоравливает. Иногда смерть наступает без явной причины, как в случае, если происходит мгновенная остановка сердца, и человек тотчас же умирает, а врачи, даже после тщательного исследования, не могут установить причину остановки сердца.
Таких случаев очень много, и они известны врачам. В больницах всего мира происходят тысячи подобных случаев. Бывает, что происходит то, что обычно неизбежно приводит к смерти, но человек всё равно остаётся в живых. А иногда смерть наступает неожиданно, без какой-либо явной причины. Поэтому в таких случаях врачи часто говорят, что шансов у пациента практически нет, и его может спасти только чудо. Бывает и такое, когда врачи говорят, что его жизни ничто не угрожает, однако состояние пациента резко ухудшается, и он умирает. Такие случаи известны не только врачам, но и обычным людям. Всё это указывает на то, что случаи, которые приводят к смерти, не являются причиной самой смерти. Если бы они служили причинами смерти, тогда смерть наступала бы неизбежно при их возникновении, и не наступала бы ни в каких-либо других случаях. Отсутствие смерти при наличии этих происшествий хотя бы один раз, как и случай смерти без этих происшествий хотя бы один раз, совершенно точно указывает на то, что они не являются причинами смерти, а являются лишь положениями, при которых наступает смерть. Истинной причиной смерти, неизбежно ведущей к следствию, является нечто иное, но не эти положения.
Человеческий разум не в состоянии найти эту истинную причину, так как она находится за рамками восприятия человека. Значит, эту причину нам должен сообщить Аллах через шариатские тексты, категоричные по своему происхождению (катыят ас-субут) и категоричные по указанию (катыят ад-даляля). Во многих аятах Корана Аллах осведомил нас о том, что причиной смерти является завершение срока жизни (аджаль) и что забирающий жизнь — это Аллах. Смерть наступает при завершении жизненного срока, а тот, кто умерщвляет — это Аллах, как об этом говорится в аятах. Аллах говорит:
وَمَا كَانَ لِنَفۡسٍ أَن تَمُوتَ إِلَّا بِإِذۡنِ ٱللَّهِ كِتَٰبٗا مُّؤَجَّلٗاۗ
«Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок» (3:145),
ٱللَّهُ يَتَوَفَّى ٱلۡأَنفُسَ حِينَ مَوۡتِهَا
«Аллах забирает души в момент смерти» (39:42),
رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ
«Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет» (2:258),
وَٱللَّهُ يُحۡيِۦ وَيُمِيتُۗ
«Аллах оживляет и умерщвляет» (3:156),
أَيۡنَمَا تَكُونُواْ يُدۡرِككُّمُ ٱلۡمَوۡتُ وَلَوۡ كُنتُمۡ فِي بُرُوجٖ مُّشَيَّدَةٖۗ
«Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведённых башнях» (4:78),
قُلۡ يَتَوَفَّىٰكُم مَّلَكُ ٱلۡمَوۡتِ ٱلَّذِي وُكِّلَ بِكُمۡ
«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас» (32:11),
قُلۡ إِنَّ ٱلۡمَوۡتَ ٱلَّذِي تَفِرُّونَ مِنۡهُ فَإِنَّهُۥ مُلَٰقِيكُمۡۖ
«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас» (62:8),
نَحۡنُ قَدَّرۡنَا بَيۡنَكُمُ ٱلۡمَوۡتَ
«Мы распределили между вами смерть» (56:60),
إِنَّ أَجَلَ اللَّهِ إِذَا جَاءَ لَا يُؤَخَّرُ
«Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается» (71:4),
فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ
«Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (7:34).
Вышеприведённые аяты, которые категоричны по своему происхождению (катыят ас-субут) и категоричные по указанию (катыят ад-даляля), говорят о том, что только Аллах забирает жизнь и что причиной смерти является конец отведённого срока для человека, а не те положения, при которых смерть настигает человека.
Согласно Шариату и здравому смыслу мусульманин обязан принять то, что положения, при которых смерть настигает человека, не являются причинами смерти, и что причиной смерти является нечто иное. Согласно категоричным доказательствам, смерть находится в распоряжении Аллаха. Только Аллах умерщвляет человека по причине конца его жизненного срока (аджаль). Когда же настанет этот час, никто не сможет отложить его или ускорить, никто не сможет защититься от смерти и убежать от неё. Смерть непременно настигнет каждого.
Всё же, человеку следует избегать тех положений, при которых настигает смерть. Он не может осознанно ввергать себя в те положения, которые обычно ведут к смерти. В то же время он и не должен бояться смерти, не должен убегать от смерти, поскольку невозможно спастись от неё. Человек, несомненно, умрёт, когда завершится его жизненный срок, будь то естественной смертью или вследствие убийства и тому подобное. Как жизненный срок, так и смерть находятся в распоряжении Аллаха.
Из книги «Исламская мысль»