Шариатский хукм — это обращение Законодателя, связанное с поступками людей.
Достоверность происхождения шариатского хукма зависит от достоверности самого обращения, в том числе и значение хукма становится очевидным исходя из смысла обращения. Обращение Законодателя содержится в Коране и Сунне в виде приказов и запретов. Поэтому понимание шариатского хукма строится на понимании Корана и Сунны, которые являются основой законодательства и источником для законов.
Всё же, не каждое обращение Законодателя носит обязательный характер, за оставление чего полагается наказание, и не каждое обращение означает запрет, за исполнение которого полагается наказание. Обязательность или запретность понимается из характера обращения. Поэтому будет грубой ошибкой говорить об обязательности выполнения действия, лишь прочитав аят или хадис, в котором требуется его выполнение, так же будет ошибкой выносить фетву о запретности, лишь прочитав аят или хадис, в котором требуется оставить действие.
Сегодня среди мусульман появилось много людей, которые спешат запретить или разрешить, лишь увидев приказ или запрет в аяте или хадисе. Они хотят показать, что уже поняли, хотя ещё далеки от правильного понимания. Мало кто сегодня правильно понимает смыслы законодательства. Прежде чем высказывать мнение относительно вида шариатского хукма, нужно понять характер обращения Законодателя, то есть понять законодательное значение хадиса или аята, а не только лексическое. Таким образом, мусульманин избежит ошибки и не станет запрещать то, что разрешил Аллах, и разрешать то, что Он запретил.
Обращение Законодателя понимается согласно тексту и дополнительным свидетельствам (каринам), которые уточняют смысл этого текста. Не каждый приказ носит обязательный характер (ваджиб) и не каждое веление к воздержанию означает запрет (харам). Приказ может носить рекомендательный характер (мандуб) или может означать дозволенность (мубах), а призыв к воздержанию может означать нежелательность (макрух).
Аллах говорит:
قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник» (9:29).
В этом аяте Аллах приказывает сражаться. И этот приказ носит обязательный характер (фард), поэтому за уклонение от джихада полагается наказание от Аллаха. Но обязательность не понимается лишь исходя из формы приказа, а понимается, в том числе, и из других указаний (карин), которые утверждают о том, что данное требование — решительное (джазим). Тут дополнительными указаниями выступают другие тексты, например, слова Аллаха:
إِلَّا تَنفِرُوا يُعَذِّبْكُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
«Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям» (9:39).
Рассмотрим другой пример, где Аллах говорит:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا
«Не приближайтесь к прелюбодеянию» (17:32).
В этом аяте Аллах требует воздержаться от прелюбодеяния, и это требование расценивается как запрет (харам), за нарушение которого Аллах обещает наказание. Однако запретность не вытекает лишь из формы обращения, а исходит и из других свидетельств (карин), которые указывают на то, что требование является решительным (джазим). В данном случае дополнительными указаниями выступают другие слова Аллаха. Например, в продолжении аята говорится:
إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
«Ибо оно является мерзостью и скверным путём» (17:32).
В другом аяте Аллах говорит:
الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ
«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2).
Рассмотрим ещё одни пример, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:
صَلاَةُ الْجَمَاعَةِ أَفْضَلُ مِنْ صَلاَةِ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً
«Общая молитва превосходит индивидуальную на двадцать семь ступеней» (Малик).
В этом хадисе Пророк ﷺ требует совершать общий намаз, даже если требование не прозвучало с его уст в форме приказа. Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا
«Раньше я запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их» (Муслим).
В этом хадисе имеется приказ посещать могилы. Но приказы в обоих хадисах носят рекомендательный характер (мандуб), а не обязательный (фард). Необязательность понимается исходя из других указаний, например, когда Пророк ﷺ промолчал и не осуждал людей, которые совершали намаз в индивидуальном порядке, и людей, которые не посещали могилы. Отсюда мы и понимаем, что требование в этих двух хадисах не является решительным (гайру джазим).
Ещё один пример, где Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كَانَ مُوسِرًا فَلَمْ يَنْكِحْ فَلَيْسَ مِنَّا
«Кто, будучи в состоянии (сделать это), не женился, тот не из нас» (Табарани),
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنِ التَّبَتُّلِ
«Пророк ﷺ запретил отрешение от супружества» (Тирмизи).
В первом хадисе Посланник Аллаха ﷺ запретил отказываться от женитьбы тому, кто в состоянии жениться, а во втором хадисе в общем запретил отказываться от супружества. Однако это не означает, что тому, кто в состоянии жениться, харам отказываться от этого, и не означает, что вовсе отказываться от супружества — харам. Хадисы указывают лишь на то, что отказываться от женитьбы нежелательно (макрух), а не харам. Эта нежелательность понимается из дополнительных указаний (карин), например, исходя из того, что Посланник Аллаха ﷺ не порицал некоторых состоятельных людей, не вступивших в брак, а также не порицал некоторых сподвижников, не вступивших в брак.
Рассмотрим ещё один пример, где Аллах говорит:
وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا
«Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться» (5:2),
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь» (62:10).
В этих аятах Аллах повелевает охотиться по выходу из ихрама и повелевает расходиться по завершении намаза. Однако это не говорит о том, что охотиться по выходу из ихрама является обязательным или рекомендуемым действием, как и о том, что расходиться по завершении намаза является обязательным или рекомендуемым. В этих аятах речь идёт лишь о дозволенности. И это понимается из других указаний (карин), а именно — дозволение на охоту прозвучало в виде приказа из-за того, что в ихраме охота была запрещена, так же дозволенность расходиться прозвучала в виде приказа из-за того, что во время намаза расходиться было запрещено. Исходя из дополнительных указаний, мы и приходим к выводу о дозволенности (мубах) подобных действий — охотиться и расходиться.
Следовательно, правильное определение вида хукма зависит от правильного понимания шариатского текста с законодательной точки зрения и от его сопоставления с дополнительными указаниями в Шариате, которые уточняют смысл обращения Законодателя. Отсюда и возникают разновидности шариатских хукмов.
Вследствие изучения текстов и хукмов проясняется, что шариатские хукмы делятся на пять видов:
— фард (обязательное),
— харам (запретное),
— мандуб (рекомендуемое),
— макрух (нежелательное)
— мубах (дозволенное).
То есть обращение Законодателя может выглядеть в виде требования выполнить какое-либо действие; требования не совершать действие; или в виде оставления на самого человека выбора совершать или не совершать некий поступок. Требование может носить решительный или нерешительный характер. Если требование выполнить действие — решительное, тогда оно расценивается как фард, а если нерешительное, тогда расценивается как мандуб. Если требование оставить действие решительное, то это харам, а если нерешительное, тогда это макрух. Если же действие оставлено на выбор человека, тогда это мубах.
Таким образом, шариатские хукмы имеют пять положений: фард, харам, мандуб, макрух, мубах.
Из книги «Исламская мысль»