Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 4
Второстепенные проблемы возникают у человека в силу имеющихся инстинктов и органических потребностей, в случае, когда он:
— не удовлетворяет их;
— удовлетворяет их неправильно;
— удовлетворяет их ненормально.
Все эти три варианта могут наблюдаться в любом человеке, когда происходит возбуждение одного из его инстинктов или органических потребностей. Четвёртый же вариант — это правильное удовлетворение инстинктов и органических потребностей с учётом решения основной проблемы человека. От такого правильного удовлетворения не возникают проблемы и беспокойства. И последний, пятый, возможный вариант — если у человека не происходит возбуждения какого-либо инстинкта или органической потребности, тогда и не возникает нужды в её удовлетворении, и, как следствие, имеет место быть отсутствие каких-либо проблем и сложностей.
Возможно, возникнет вопрос, что существование проблем и сложностей связано с теми людьми, кто не удовлетворяет свой инстинкт или органическую потребность на момент их возбуждения. Однако почему факт неудовлетворения природы человека рассматривается одинаково с фактом удовлетворения, но неправильным или ненормальным образом?
Ответ кроется в том, каким образом устроен этот удивительный человек! Он не в состоянии приобрести счастье, пока не удовлетворит свои потребности и инстинкты правильным образом в соответствии с правильным решением основной проблемы человека. Всевышний Аллах говорит:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:124).
Так же сказанное нами подтверждается многими другими аятами и шариатскими текстами.
Да, действительно, имеет место возражение, что подобного рода доказательства распространяются и действуют только на мусульман, на тех, кто верит в божественность шариатских текстов и в их источники. Каким же образом тогда немусульманину показать, что он несчастлив, независимо от того, удовлетворяет он свои инстинкты и органические потребности или нет?
Ответ кроется в сути инстинктов и органических потребностей. Очевидным является тот факт, что самого удовлетворения не достаточно для приобретения спокойствия. Помимо него, недостаёт ещё одного обстоятельства. Объясняется это тем, что удовлетворения можно достичь двумя путями:
1 — либо человек сполна удовлетворяет свой инстинкт или потребность, например, когда полностью наедается;
2 — либо в удовлетворении или воздержании он следует определённому пути, требуемому правильным решением основной проблемы, и нет разницы, достиг он при этом удовлетворения своей потребности или нет, поскольку в таком случае он чувствует душевное успокоение.
Приведём примеры:
Человек стремится приобрести богатство и старается в этом изо всех сил. Когда он обретает долгожданное богатство, то вначале он чувствует некое наслаждение, но спустя некоторое время возникает ощущение опустошённости, толкающее его задаться вопросом: «А зачем?». Это неизбежно происходит со всеми, кто не решил свою основную проблему в жизни правильным образом, подойдя к этому разумно, кто не связывал удовлетворение инстинктов и органических потребностей с найденным решением этой основной проблемы так, чтобы, в конечном счёте, действия этого человека или его поведение выстраивались с учётом будущих событий, а именно — с тем, что будет после его смерти.
Это и является причиной страданий человека, без разницы, удовлетворил он инстинкты и органические потребности или нет, удовлетворил ли он их неправильным образом или ненормально. Такое состояние будет сохраняться до тех пор, пока человек не начнёт удовлетворять свою природу правильным образом, связывая своё удовлетворение с решением основной проблемы в жизни.
Согласно вышесказанному, единственное правильное удовлетворение инстинктов и органических потребностей, которое приведёт к успокоению и стабильности, может быть достигнуто исключительно тремя способами:
— если человек будет удовлетворять их согласно определённому методу, а именно — с учётом приказов и запретов Всевышнего Аллаха;
— если этот метод будет связан с решением основной проблемы человека так, чтобы этот метод был найден в результате ответа на главную проблему человека;
— если за удовлетворением в рамках этого метода будет преследоваться определённая цель — получение довольства Всевышнего Аллаха.
Таким образом, человек приобретает душевное успокоение, как в случае удовлетворения, так и в случае воздержания от удовлетворения. Например, постящийся мусульманин, воздерживаясь от приёма пищи и воды, неизбежно чувствует голод. Однако он спокоен и доволен таким положением, потому что его удовлетворение или воздержание тесно связаны с приказами и запретами Аллаха, а также с решением его основной проблемы в жизни. Он преследует определённую цель, ради которой удовлетворяет свои инстинкты и органические потребности или воздерживается от их удовлетворения. Он стремится к довольству своего Господа и поэтому чувствует радость и спокойствие.
Отсюда следует, что человеку необходимо предоставить полноценную систему, способную упорядочить удовлетворение его инстинктов и органических потребностей. Система должна вытекать из решения основной проблемы человека и предоставить ему определённый метод удовлетворения каждой нужды в отдельности, и тогда все второстепенные проблемы человека найдут своё решение.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
3 Джумада аль-уля 1438 г.х.
31.01.2017 г.