Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 5
Следует обратить внимание на существование противоречивых проявлений инстинктов в природе человека. Также проблема заключается в том, что не существует каких-либо отличительных признаков у этих самых проявлений, с помощью которых можно было бы сделать предпочтение в удовлетворении одного инстинкта над другим. Отсюда человек оказывается в замешательстве — какой из инстинктов больше, чем другие, заслуживает удовлетворения, а какой можно отложить или вообще отказаться от его удовлетворения? Ещё есть вариант отказаться от удовлетворения обоих, и тогда страдания человека продолжатся. И при этом человек не может удовлетворять оба проявления одновременно. Как поступать в таком случае?
В качестве примера можно привести два противоречивых проявления инстинктов — себялюбие и альтруизм, скупость и щедрость и т.д. В такой ситуации перед человеком возникает дилемма. В то же время ему необходимо поступить правильно. Правильность, в свою очередь, исходит только из верного решения основной проблемы человека.
Всё же, большинство людей уклоняется от вопроса «Зачем?». Более того, после достигнутой нами цели, например, по завершении учёбы в школе, возникает (или мы сами себе её ставим) новая цель — поступить в университет. По окончании университета снова возникает вопрос «Что дальше?» и «Зачем?», и тогда мы снова принимаем решение продолжить обучение или найти работу, чтобы начать устраивать свою жизнь. Но, достигнув и этой цели, у нас снова возникает вопрос — «Что делать дальше?», и тогда ответами могут быть дом, семья, дети, воспитание детей, их обучение и обеспечение, достаток в семье. А в результате все эти желания и стремления прерываются смертью. Обратите внимание на слова Аллаха:
ذَرْهُمْ يَأْكُلُواْ وَيَتَمَتَّعُواْ وَيُلْهِهِمُ الأَمَلُ فَسَوْفَ يَعْلَمُونَ
«Оставь их — пусть они едят, пользуются благами и увлекаются мечтами. Скоро они узнают» (15:3).
Разве с этой целью был создан человек? Или же это — всего лишь средства к существованию, необходимость в которых испытывает каждый — и человек, стремящейся обрести успех в Последующей жизни, и тот, для кого эта временная жизнь стоит на первом месте?
Обратите внимание, какое описание Всевышний Аллах даёт неверным:
وَالَّذِينَ كَفَرُوا يَتَمَتَّعُونَ وَيَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الْأَنْعَامُ وَالنَّارُ مَثْوًى لَّهُمْ
«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (47:12).
В обратном понимании этого аята человек так же может пользоваться всеми мирскими благами и есть пищу, но не уподобляясь при этом скоту. Значит, здесь вопрос заключается не просто в удовлетворении органических потребностей и инстинктов, а в их удовлетворении согласно определённому способу. Полного удовлетворения человеческих нужд можно достигнуть, только лишь живя сообразно этому способу, вытекающему из решения основной проблемы человека в жизни. Тогда будет достигаться цель человека в этой жизни, и его не будут беспокоить второстепенные проблемы.
Рассмотрим другую сторону вопроса, что человек является материей.
Всё, что ощущаемо органами чувств — всё это материально. Однако, независимо от того, рассматриваем ли мы окружающую нас материю или самого человека, — все они созданы Аллахом. В этом заключается связь всего материального с Создателем. Эта связь называется духом. В ком может быть дух? Кто способен на осознание этой связи? Только человек, верующий в Аллаха, Творца всего нашего мироздания; тот, в ком происходит осознание этой связи с Аллахом, у того есть дух. Взгляд на всё окружающее с точки зрения их созданности Творцом называется духовным аспектом; подобным взглядом на вещи способен обладать каждый человек, достаточно лишь осознания.
Человек должен осознавать свою связь с Аллахом при совершении каждого действия, чтобы все его поступки выверялись приказами и запретами Аллаха, согласно установленным Аллахом критериям, т.е. в соответствии с законами Шариата. Человек, пользуясь окружающими его вещами, должен учитывать факт их созданности Всевышним Аллахом. Аллах подчинил и предоставил в пользование человеку окружающие его вещи так, чтобы тот мог извлекать из них пользу для себя, не выходя за рамки велений Аллаха. Имея подобный подход к жизни, человек начинает удовлетворять свои органические нужды и инстинкты, осознавая свою связь с Аллахом и пользуясь критериями Шариата. Таким образом, человек встаёт на путь счастья, стремясь получить довольство Аллаха, потому что только так он приобретает смысл в своей жизни, и это становится его точкой зрения на жизнь, которая возникла вследствие решения им главной проблемы в жизни. Он приобретает ценность, которую преследует совершением любого своего действия. У человека появляется идеал в жизни, к которому он стремится. И только после всего этого, получая что-то из этой жизни или достигая каких-либо результатов, человек перестаёт задаваться вопросом «Зачем?». Он освобождается от второстепенных проблем, вызванных его человеческой природой, — инстинктами и органическими потребностями.
Таким образом, мы находим подтверждение слов: «Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда найдут своё решение и все остальные».
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
4 Джумада аль-уля 1438 г.х.
01.02.2017г.