21
Чт, нояб

Решение основной проблемы человека 6 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 6

Человек не должен жить подобно животным — ради желудка и остальных потребностей. Перед ним не должна стоять цель наслаждение этой жизнью, ведь наслаждение ему обещано в Следующей жизни:

وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ

«Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чём вы попросите!» (41:31),

يُطَافُ عَلَيْهِم بِصِحَافٍ مِّن ذَهَبٍ وَأَكْوَابٍ وَفِيهَا مَا تَشْتَهِيهِ الْأَنْفُسُ وَتَلَذُّ الْأَعْيُنُ وَأَنتُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно» (43:71).

Аллах наделил каждого человека своим жизненным уделом (ризкъ), поэтому неправильно утверждать, что в его приобретении заключается весь смысл жизни человека, ведь это — всего лишь средства к существованию:

أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَةَ رَبِّكَ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًا سُخْرِيًّا وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ

«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (43:32).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

نَفَثَ رُوحُ الْقُدُسِ فِي رُوعِي أَنَّهُ لَنْ تَمُوتَ نَفْسٌ حَتَّى تَسْتَوْفِيَ رِزْقَهَا وَأَجَلَهَا وَمَا قُدِّرَ لَهَا

«Ангел Джибриль внушил мне, что человек не умрёт, пока не исчерпает свой ризкъ, аджаль и то, что предопределено ему» (Абу Нуайм).

Когда человек осознаёт, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, что Он является единственным Творцом и поступает так, как пожелает:

يَهَبُ لِمَنْ يَشَاء إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَن يَشَاء الذُّكُورَ ، أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَانًا وَإِنَاثًا وَيَجْعَلُ مَن يَشَاء عَقِيمًا إِنَّهُ عَلِيمٌ قَدِيرٌ

«Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (42:49,50), —

когда человек осознаёт это, то для него дети не становятся главной заботой жизни. Также осознавая слова Аллаха:

نَّحْنُ نَرْزُقُهُمْ وَإِيَّاكُمْ

«Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (17:31), —

человек перестаёт чрезмерно беспокоиться за благосостояние своих детей. Осознавая слова Аллаха:

نَحْنُ قَدَّرْنَا بَيْنَكُمُ الْمَوْتَ

«Мы распределили между вами смерть» (56:60), —

человек не мучается переживаниями о смерти и не боится за свою жизнь. Когда же человек осознаёт, что все несчастья происходят с ним по причине грехов, как об этом упоминается в аяте:

وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30), —

тогда он понимает, что может избавиться от постигших его бед путём отдаления от грехов. Если же он находит, что причина настигшей его беды не кроется в грехе, тогда он, не сожалея о прошлом, понимает, что это — его судьба, которой невозможно было избежать. Человеку остаётся только жить согласно велениям Аллаха, сторониться Его запретов.

Когда человек убеждается в существовании своего Творца — Аллаха, осознаёт Его величие, силу, знание и мудрость, тогда он понимает, преодолев естественный барьер человеческой слабости, насколько он силён с помощью Аллаха. Тогда он проживает свою жизнь, не боясь никого, кроме Аллаха. Он готов совершать, казалось бы, невозможные поступки, и такими были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. В них не иссякала энергия, как будто их тела не знали усталости в сплошном движении в сторону донесения до всего человечества Ислама всеми возможными на то время средствами.
Когда человек узнаёт, что помощь и победа приходит только лишь от Аллаха:

وَمَا النَّصْرُ إِلاَّ مِنْ عِندِ اللّهِ

«Победа приходит только от Аллаха» (3:126), —

тогда он уверенно приступает к выполнению обязанностей, возложенных на него Аллахом, будучи уверенным в том, что исход принадлежит только Аллаху, поэтому на Него нужно уповать, просить о помощи и победе.

Когда человек понимает, что польза и вред — в руках Аллаха, он становится уверенным, что даже если все люди соберутся для того, чтобы навредить ему, то не смогут этого сделать, если только это не предписано Аллахом, а если соберутся, чтобы принести ему пользу, то не смогут и этого сделать сверх того, что было предписано Аллахом. Тогда человек возлагает все свои надежды только на Аллаха, боится только Его, потому что Он — истинный Властелин небес и земли и всего, что в них. Только Он может даровать либо отнять что угодно.

Понимая всё это, человек спокоен за своё будущее, и в каждом деле для него присутствует благо. Если с ним произойдёт что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и в этом есть благо. Если его постигает несчастье, он проявляет терпение, и в этом тоже благо для него. Человек получает дополнительную награду за свою благодарность и терпение. Этого может достичь только верующий в Аллаха человек, который решил свою основную проблему в жизни правильным образом. Он уверен в том, что в каждом постигшем его испытании есть благо, даже если он сам усматривает в этом вред.

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Так основной заботой человека становится Последующая жизнь, а не эта, временная. Даже если он пожелает приобрести что-то из этой жизни, то он осознаёт, что всё принадлежит Аллаху:

مَّن كَانَ يُرِيدُ ثَوَابَ الدُّنْيَا فَعِندَ اللّهِ ثَوَابُ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ

«Кто желает вознаграждения в этом мире, то ведь у Аллаха есть награда как в этом мире, так и в Последней жизни» (4:134).

Он понимает, что если предпочтёт эту жизнь над грядущей, то потерпит убыток:

مَن كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لاَ يُبْخَسُونَ ، أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلاَّ النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُواْ فِيهَا وَبَاطِلٌ مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире и бесполезны их деяния» (11:15,16).

Он понимает, что эту жизнь надо проживать в надежде на встречу со своим Господом:

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).

Он страшится быть среди тех, которые не надеются на встречу с Аллахом и не поступают так, как Он этого пожелал, и все свои стремления и ориентиры направляют на эту жизнь:

إَنَّ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَاءنَا وَرَضُواْ بِالْحَياةِ الدُّنْيَا وَاطْمَأَنُّواْ بِهَا وَالَّذِينَ هُمْ عَنْ آيَاتِنَا غَافِلُونَ ، أُوْلَـئِكَ مَأْوَاهُمُ النُّارُ بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُونَ

«Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали» (10:7,8).

Он становится уверенным, что блага этой жизни принадлежат Аллаху, что всё это — временное явление:

وَمَا أُوتِيتُم مِّن شَيْءٍ فَمَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَزِينَتُهَا وَمَا عِندَ اللَّهِ خَيْرٌ وَأَبْقَى أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Всё, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и её украшением, а у Аллаха — нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (28:60).

Разве человек после всего этого будет печалиться? Разве будут тревожить второстепенные проблемы того, кто уверовал, совершал праведные деяния и призывал к Исламу?


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
5 Джумада аль-уля 1438 г.х.
02.02.2017 г.