Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 7
Человек остаётся человеком, когда обладает правильными понятиями о жизни, ниспосланными Аллахом в качестве истины. Всё же, человек — сложное существо, со своими основными и второстепенными проблемами. Когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается, тогда он начинает преступать границы дозволенного:
كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى ، أَن رَّآهُ اسْتَغْنَى
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (96:6,7).
Он бывает скупым:
قُل لَّوْ أَنتُمْ تَمْلِكُونَ خَزَآئِنَ رَحْمَةِ رَبِّي إِذًا لَّأَمْسَكْتُمْ خَشْيَةَ الإِنفَاقِ وَكَانَ الإنسَانُ قَتُورًا
«Скажи: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то всё равно скупились бы из страха обеднеть, ибо человек скуп»» (17:100).
Бывает нетерпеливым:
إِنَّ الْإِنسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا ، إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعًا ، وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعًا
«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро» (70:19–21).
Бывает торопливым:
وَيَدْعُ الإِنسَانُ بِالشَّرِّ دُعَاءَهُ بِالْخَيْرِ وَكَانَ الإِنسَانُ عَجُولاً
«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (17:11).
Бывает несправедливым и невежественным:
إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72).
Он может отворачиваться и удаляться, когда Аллах одаряет его благами, и начинает произносить пространные молитвы, если его касается зло:
وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنسَانِ أَعْرَضَ وَنَأى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ فَذُو دُعَاء عَرِيضٍ
«Если Мы одаряем человека благами, он отворачивается и удаляется (или превозносится). Если же его касается зло, он начинает произносить пространные молитвы» (41:51).
Бывает, что человек открыто препирается с Аллахом:
أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!» (36:77).
Бывает, что он отчаивается и теряет надежду:
وَإِن مَّسَّهُ الشَّرُّ فَيَؤُوسٌ قَنُوطٌ
«Если его коснётся зло, то он отчаивается и теряет надежду» (41:49).
Бывает, что, получая милость, человек радуется, а потом становится неблагодарным:
وَإِنَّا إِذَا أَذَقْنَا الْإِنسَانَ مِنَّا رَحْمَةً فَرِحَ بِهَا وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ فَإِنَّ الْإِنسَانَ كَفُورٌ
«Когда Мы даём человеку вкусить Нашу милость, он радуется ей. Когда же его поражает зло за то, что приготовили его руки, то человек становится неблагодарен» (42:48),
وَجَعَلُوا لَهُ مِنْ عِبَادِهِ جُزْءًا إِنَّ الْإِنسَانَ لَكَفُورٌ مُّبِينٌ
«Они (многобожники) сделали некоторых из Его рабов частью Его (приписали Ему детей и сотоварищей). Воистину, человек явно неблагодарен» (43:15),
قُتِلَ الْإِنسَانُ مَا أَكْفَرَهُ
«Да сгинет человек! Как же он неблагодарен!» (80:17).
Он бывает непризнательным:
إِنَّ الْإِنسَانَ لِرَبِّهِ لَكَنُودٌ
«Воистину, человек непризнателен своему Господу» (100:6).
Человек страстно любит блага:
وَإِنَّهُ لِحُبِّ الْخَيْرِ لَشَدِيدٌ
«Воистину, он страстно любит блага» (100:8).
Наслаждение не может быть смыслом всей жизни. Обратите внимание на слова Всевышнего Аллаха:
أَفَرَأَيْتَ إِن مَّتَّعْنَاهُمْ سِنِينَ ، ثُمَّ جَاءهُم مَّا كَانُوا يُوعَدُونَ ، مَا أَغْنَى عَنْهُم مَّا كَانُوا يُمَتَّعُونَ
«Знаешь ли ты, что если Мы позволим им пользоваться благами многие годы, после чего к ним явится то, что им было обещано, то всё, чем им было позволено пользоваться, не принесёт им никакой пользы?» (26:205–207).
Наслаждение — это ощущения человека, возникающие на момент удовлетворения инстинктов или органических потребностей. После того, как ощущение наслаждения проходит, у человека возникает вопрос: «Что дальше?». В своей сути, наслаждение — это не что иное, как удовлетворение инстинкта или потребности. Однако если говорить о моральном и духовном спокойствии, то оно достигается только в том случае, когда способ удовлетворения природы человека соответствует или согласуется с найденным им ответом, решением основной проблемы человека в жизни. Посмотрите, как люди на Западе страдают из-за идей свобод, поскольку они делают всё что захотят и что наущают им их дьяволы. После получения наслаждений их охватывают нескончаемые страдания. Достаточно посмотреть на статистику по самоубийствам на Западе, количество которых непрерывно растёт среди богатых и знаменитых личностей. Если бы счастье заключалось в деньгах, то статистика не была бы такой ужасающей. Они не видят смысла продолжать жить в этом мире, они теряют вкус к жизни, несмотря на то, что сполна наслаждаются, занимаясь удовлетворением своих потребностей.
Правильное решение основной проблемы:
Человек задаётся вопросами: откуда он появился? Для чего он был создан? Что его ожидает? Ответом на эти вопросы служит предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной, а также о связи всего этого с тем, что было до них, и с тем, что последует после них.
Единственно правильный и разумный ответ на эти вопросы заключается в том, что Аллах создал нас из ничего и вменил в обязанность жить в соответствии с Его велениями. Он воскресит нас в Судный день, чтобы воздать нам за всё, что мы делали. Благодетель получит вознаграждение за свои благодеяния, грешник же, соответственно, получит наказание за свои грехи. Связью этой проживаемой нами земной жизни с тем, что было до нас, является то, что мы созданы Аллахом и что Он ниспослал для нас в виде откровения Свои веления, чтобы мы держали себя в рамках установленных Аллахом границ. Отсюда мы можем сделать вывод, что существует два фактора, связывающих нашу жизнь с тем, что было до неё:
— всё было создано Аллахом из ничего;
— Аллах ниспослал для нас Свои веления в виде приказов и запретов.
Также следует сказать о двух факторах, связывающих нашу жизнь с тем, что последует после неё:
— мы непременно будем воскрешены;
— мы получим воздаяние за свои поступки.
Это и есть полная мысль о том, что нас связывает с тем, что было до нашей жизни, и с тем, что последует после неё. Это и есть идейный фундамент, на котором человек должен строить свои мысли и понятия, а также определять свой образ жизни.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
6 Джумада аль-уля 1438 г.х.
03.02.2017 г.