Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 18
Шестое: смерть
Смерть является проблемой для человека. Несмотря на разнообразие убеждений и понятий о жизни, каждый человек осознаёт неминуемость смерти.
Многие люди ошибочно полагают, что смерть — это конец жизни, прерывание надежд, предел существования и наслаждений.
На самом деле смерть — это, согласно правильному решению основной проблемы, начало истинной жизни. Всевышний Аллах говорит:
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).
Человек был создан не ради забавы, а с определённой целью: он вернётся к Аллаху после смерти и будет спрошен за все свои деяния, ради чего он и был создан.
Цель его создания — поклонение. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь» (2:21).
В этом аяте кроются ответы на основные вопросы в жизни человека: кому принадлежит наше начало? И ответом будет: «Господу, Который сотворил вас». Для чего мы были созданы? Ответом на этот вопрос будет: «Поклоняйтесь вашему Господу». Вид поклонения Аллах описал нам в Своём послании через Пророка Мухаммада ﷺ — в Коране, который является чудом и доказательством его миссии:
وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُواْ شُهَدَاءكُم مِّن دُونِ اللّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ، فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ وَلَن تَفْعَلُواْ فَاتَّقُواْ النَّارَ الَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду. Если же вы этого не сделаете — а ведь вы никогда этого не сделаете, — то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим» (2:23).
Если люди бессильны сочинить подобную суру, тогда они должны принять и уверовать, что Коран был ниспослан Аллахом и что это — чудо того, кто его принёс, т.е. чудо Пророка Мухаммада ﷺ. В следующих аятах Аллах говорит:
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28).
Аллах создал нас, а затем умертвит, потом снова оживит, и мы вернёмся к Нему. Тогда Он спросит нас о том, ради чего мы были созданы, и о том, что Он ниспослал нам через Своего Посланника ﷺ.
В следующих же аятах Аллах говорит:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (2:30).
Этот аят разъясняет суть нахождения человека на земле. Он — наместник, и всё в этом мире создано для него, чтобы он извлекал пользу и жил согласно установленному Аллахом порядку.
В Раю, где был создан Адам и его супруга, на человека были возложены первые поручения Господа в виде приказов и запретов:
وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» (2:35).
Веление заключалось в том, чтобы они поселились в Раю, ели и пили вволю, где пожелают. Запрет же заключался в том, чтобы они не ели плодов одного дерева. Это и есть первые поручения Аллаха для человека. Кто станет ослушаться приказов и запретов Аллаха, тот будет одним из беззаконников. Такой смысл несут аяты второй суры Корана, самой большой суры. В них кроются разумные ответы на основные проблемы человека.
Следовательно, смерть не является пределом жизни, а является лишь переходом из временной жизни к Вечной. Однако человек по своей природе склонен любить жизнь и питать отвращение к смерти. Причиной этого является наличие инстинкта выживания, который различными проявлениями толкает человека оберегать свою жизнь, добиваться высоких должностей и получать максимальное наслаждение в этом мире. Этот инстинкт и его проявления занимают свою роль в жизни человека, в том, что он — наместник на земле, заселяет её. Однако землю заселяет человеческий род, что означает неминуемую смерть прежних поколений и конец их испытаний. Все они переходят из этого временного мира в Вечную жизнь.
В основе, смерть — это сильнейший стимулирующий человека фактор совершать максимально возможное количество благих деяний прежде, чем завершиться срок его жизни. Следовательно, смерть не мешает человеку жить и не является причиной возникновения проблем. Сообщается от Шаддада ибн Ауса, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ، وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَتَمَنَّى عَلَى اللهِ
«Умён тот, кто требует у своей души отчёта и совершает праведные дела ради того, что будет после смерти, и слаб тот, кто позволяет своей душе следовать её страстям, надеясь на Аллаха» (ат-Тирмизи).
Разумный осознаёт, что во всём он обязан Аллаху, Который создал его, наделил пропитанием, указал на правильный путь в жизни, даровал супругу, детей и внуков. Он осознаёт своё бессилие в получении какой-либо пользы, кроме как с дозволения Аллаха, и осознаёт своё бессилие защититься от зла, кроме как с дозволения Аллаха. Разве человек не должен поклоняться Тому, Кто даровал ему всё это?! Разве не должен восхвалять Его и благодарить?!
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
17 Джумада аль-уля 1438 г.х.
14.02.2017 г.