23
Ср, авг

Решение основной проблемы человека 20 ч.

Мировоззрение
Функции
Вид

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 20

Седьмое: страх за ризк (средства к существованию)

Одна из самых больших проблем в жизни человека — это страх перед потерей ризка. Человек боится бедности и уменьшения ризка. Он боится потерять работу и должность, думая, что это приведёт к лишению ризка. Он даже готов нарушать законы Шариата и совершать харам под предлогом удержания ризка в своих руках. Иногда он умалчивает истину, чтобы не потерять работу и должность, предполагая, что от этого зависит его ризк.

Существование такой проблемы превращает жизнь человека в сплошное беспокойство. Его не покидает страх, что он может потерять работу, что он обеднеет навсегда и что двери ризка перед ним закроются.

На фоне этих опасений если всё же спросить у мусульманина: «Кто наделяет тебя ризком?», — он тут же ответит: «Аллах!». Если же задать вопрос: «Тогда почему ты боишься за свой ризк?», — он ответит: «Потому что создавать причины для приобретения ризка — ваджиб». Он считает, что, будучи трусливым, опасаясь говорить истину и не претворяя законы Аллаха, он создаст причины защитить свой ризк, чтобы тот от него никуда не делся. Однако во всём этом он забывает слова Посланника Аллаха (с.а.с.):

أَلاَ لاَ يَمْنَعَنَّ أَحَدَكُمْ رَهْبَةُ النَّاسِ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ إِذَا رَآهُ أَوْ شَهِدَهُ فَإِنَّهُ لاَ يُقَرِّبُ مِنْ أَجَلٍ وَلاَ يُبَاعِدُ مِنْ رِزْقٍ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ أَوْ يُذَكِّرَ بِعَظِيمٍ

«Пусть страх перед людьми не мешает никому из вас говорить правду, когда он видит её, или напоминать о важном, ибо это не приближает к смерти и не отдаляет от ризка!» (Ахмад).

Человек работает и планирует всю свою жизнь, чтобы обеспечить своим детям «достойное будущее», предоставить им возможность развиваться, кормит их и обеспечивает всем необходимым, обучает их в школах и университетах. А после этого начинает ещё планировать их ризк, забывая слова Всевышнего Аллаха:

وَلاَ تَقْتُلُواْ أَوْلادَكُمْ خَشْيَةَ إِمْلاقٍ نَّحْنُ نَرْزُقُهُمْ وَإِيَّاكُم إنَّ قَتْلَهُمْ كَانَ خِطْءًا كَبِيرًا

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (17:31).

Ислам уделил особое внимание вопросу ризка и решил его таким образом, который несёт в себе спокойствие и уверенность тому, кто принял это решение. У мусульманина нет выбора в этом вопросе, поэтому он должен принять его, если принимает его основу — правильное решение главной проблемы человека. Всевышний Аллах говорит:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ هَلْ مِن شُرَكَائِكُم مَّن يَفْعَلُ مِن ذَلِكُم مِّن شَيْءٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого? Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (30:40).

Аллах создал нас, наделил нас пропитанием, потом умертвит, потом снова оживит — это и есть решение основной проблемы, однако к этому Аллах добавил решение вопроса ризка, учитывая его важность в жизни человека, что выражается в том, что люди начали говорить подобные слова: «Лучше убей, но не лишай ризка», — предполагая, что кто-то помимо Аллаха в состоянии лишить их ризка.

Согласно Исламу, причина получения ризка одна — это предопределение Аллаха и Его воля, и нет другой причины. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения. Всё это записано в ясном Писании» (11:6).

Также Он говорит:

وَكَأَيِّن مِن دَابَّةٍ لَا تَحْمِلُ  رِزْقَهَا اللَّهُ يَرْزُقُهَا وَإِيَّاكُمْ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Как много животных, которые не могут добыть себе пищи! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он — Слышащий, Знающий» (29:60).

Пропитание каждого животного на земле — в руках Аллаха, а не иного, и не само животное добывает себе пищу. Всевышний Аллах говорит:

وَاللّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Аллах дарует удел без расчёта, кому пожелает» (2:212).

Также Он говорит:

اللّهُ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاء وَيَقَدِرُ وَفَرِحُواْ بِالْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ مَتَاعٌ

«Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие» (13:26).

Также Он сказал:

قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَن يَشَاء وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает, но большинство людей не знает этого» (34:36).

Также Он сказал:

إِنَّ رَبَّكَ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَن يَشَاء وَيَقْدِرُ إِنَّهُ كَانَ بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا

«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов» (17:30).

Также Аллах возвышает одних людей над другими посредством ризка:

وَاللّهُ فَضَّلَ بَعْضَكُمْ عَلَى بَعْضٍ فِي الْرِّزْقِ فَمَا الَّذِينَ فُضِّلُواْ بِرَآدِّي رِزْقِهِمْ عَلَى مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَهُمْ فِيهِ سَوَاء أَفَبِنِعْمَةِ  اللّهِ يَجْحَدُونَ

«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?» (16:71).

Аллах сообщил нам, что Он распределяет среди людей и жизнь и степени удела, чтобы одни, пользуясь услугами других, нанимали их на работу и оплачивали им их труд.

Аллах напоминает человеку, что никто кроме Него не наделяет ризком:

إِنَّ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن  دُونِ اللَّهِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِندَ اللَّهِ الرِّزْقَ  وَاعْبُدُوهُ وَاشْكُرُوا لَهُ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены» (29:17).

А поэтому если кто-либо хочет просить ризка, пусть просит у Аллаха, потому что только Он способен наделить им, поскольку только Он создаёт и распределяет, только Он способен на всякую вещь и обладает знанием обо всём:

وَلَوْ بَسَطَ اللَّهُ الرِّزْقَ  لِعِبَادِهِ لَبَغَوْا فِي الْأَرْضِ وَلَكِن يُنَزِّلُ بِقَدَرٍ مَّا يَشَاء إِنَّهُ بِعِبَادِهِ  خَبِيرٌ بَصِيرٌ

«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (42:27).

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
19 Джумада аль-уля 1438 г.х.
16.02.2017 г.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS