19
Пт, апр

Решение основной проблемы человека 21ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 21

Многие люди полагают, что причина ризка заключается в труде и усердной работе, что хороший план, расчёт, учёт рисков и принятие мер приводят к приобретению удела. Такой натуры люди, как Карун, может, даже говорят: «Всё это было даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Однако Аллах после таких слов Каруна заставил землю поглотить его вместе с его домом. Не оказалось рядом с ним сторонников, которые помогли бы ему против Аллаха. А те, которые накануне желали оказаться на его месте, сказали: «О Горе! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает». После того, как земля поглотила Каруна и его дом вместе с имуществом, люди убедились в том, что лишь один Аллах по Своей мудрости увеличивает или удерживает ризк, кому пожелает.

Необходимо верить в то, что ризком наделяет лишь Аллах, и единственная причина приобретения ризка — это предопределение Аллаха, а не работа или наследство, не расчёт и планирование. Всё это — лишь обстоятельства, при которых Аллах наделяет ризком, а не сама причина. Следовательно, утрата работы не означает потерю ризка. Аллах наделит Своих рабов пропитанием при любых, угодных Ему обстоятельствах.

Аллах поставил ризк в зависимость только от Своей воли и предопределения. Вера и неверие, богобоязненность и порочность, старание и лень не есть факторы, от которых зависит ризк. Всевышний говорит:

مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاء لِمَن نُّرِيدُ ثُمَّ جَعَلْنَا لَهُ جَهَنَّمَ يَصْلاهَا مَذْمُومًا مَّدْحُورًا ، وَمَنْ أَرَادَ الآخِرَةَ وَسَعَى لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا، كُلاًّ نُّمِدُّ هَـؤُلاء وَهَـؤُلاء مِنْ عَطَاء رَبِّكَ وَمَا كَانَ عَطَاء رَبِّكَ مَحْظُورًا، انظُرْ كَيْفَ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَلَلآخِرَةُ أَكْبَرُ دَرَجَاتٍ وَأَكْبَرُ تَفْضِيلاً

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары твоего Господа не являются запрещёнными. Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (17:18–21).

Кто отдаст предпочтение этой жизни, того Аллах наделит тем, что пожелает, так же, как и тех, кто стремится к Грядущей жизни. Каждого из них Аллах наделяет дарами, и одним из них Он отдаёт предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь — выше по достоинству.

Однако Аллах обещал богобоязненным облегчить их дела в этой жизни:

وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا، وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2,3).

Богобоязненному мусульманину Аллах создаёт выход из любого положения и наделяет ризком оттуда, откуда он даже не ожидает. Аллах открывает ему двери там, где Сам пожелает, а не где того желает богобоязненный мусульманин.

В основе, решивший основную проблему правильным образом человек не должен переживать за свой жизненный удел. Страх перед потерей ризка не должен беспокоить его днями и ночами. Он должен довольствоваться тем, что имеет. Так, он избавится от страха за пропитание. Убедившись в том, что Аллах наделяет ризком, он перестанет переживать за будущее, поскольку когда человек не ведает о том, что его ожидает, Аллах знает обо всём и готовит каждому свой удел. Также Аллах, по Своей мудрости, оставил ризк в области неизведанного, сделал неощутимой для человека вещью. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا

«Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра» (31:34).

Богобоязненный мусульманин убеждён в том, что настоящий удел, ради которого необходимо жертвовать всем, — это удел в Последней жизни, а не в этой. Всевышний Аллах говорит:

وَبَشِّرِ الَّذِين آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقاً قَالُواْ هَـذَا الَّذِي رُزِقْنَا مِن قَبْلُ وَأُتُواْ بِهِ مُتَشَابِهاً وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (2:25).

Также стоит отметить, что многие люди впадают в заблуждение в вопросе, связанном с ризком, ещё с одной стороны. Они предполагают, что ризк бывает только в имуществе, или ризк — это то, что было заработано тяжёлым трудом, или ризк — это когда человек пытается заработать больше, чтобы поднять свой достаток до определённого уровня. Складывается впечатление, что как будто такие люди пытаются поставить Аллаху условие, при каких обстоятельствах и в каком количестве они должны приобретать ризк. На самом деле, человек не знает, чего он хочет, тогда как Ислам уже решил этот вопрос! Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ مُعَافًى فِيْ جَسَدِهِ، آمِناً فِيْ سِرْبِهِ عِنْدَهُ قُوْتُ يَوْمِهِ فَكَأَنَّمَا حِيْزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيْرِهَا

«Кто из вас проснулся здоровым в теле, спокойным в душе и имел пропитание на день, то как будто он владеет всем миром» (Бухари).

Что ещё нужно человеку, кроме спокойствия, здоровья и пропитания на день? Сообщается от Абдуллаха ибн аш-Шиххира (р.а.), что он пришёл к Пророку ﷺ, который читал аят «Страсть к приумножению отвлекает вас» и говорил:

يَقُولُ ابْنُ آدَمَ : مَالِي مَالِي، (قَالَ) وَهَلْ لَكَ، يَا ابْنُ آدَمَ مِنْ مَالِكَ إِلا مَا أَكَلْتَ فَأَفْنَيْتَ، أَوْ لَبِسْتَ فَأَبْلَيْتَ، أَوْ تَصَدَّقْتَ فَأَمْضَيْتَ

«Говорит сын Адама: «Моё богатство! Моё богатство!». А разве принадлежит тебе из богатства твоего что-нибудь, кроме того, что ты съел и закончил, одел и износил, отдал в качестве милостыни и сохранил для себя?!» (Муслим).

Сколько бы имущества ни было во владении человека, ему на самом деле принадлежат лишь три вещи: то, что он съел, что одел и что дал в качестве милостыни. Всё кроме этого не принадлежит ему.

Согласно вышесказанному, человек должен жить, не опасаясь за свой ризк, всецело посветив себя выполнению велений Аллаха и отстраняться от Его запретов, потому что его аджаль (жизненный срок) — в руках Аллаха, его ризк — в руках Аллаха, и никто не в состоянии удержать или увеличить его.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
20 Джумада аль-уля 1438 г.х.
17.02.2017 г.

Главное меню