Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Часть 24
Девятое: проблема в понимании худа и далял
Жизнь человека скоротечна и полна забот, её продолжительность определяется количеством времени и многочисленностью потребностей человека. Человеку дана возможность поступать так, как он считает нужным, и удовлетворять свою природу. По сути, все действия человека направлены на удовлетворение органических потребностей и инстинктов, какими бы ни были эти действия, даже если речь идёт о забавах и развлечениях.
Учитывая постоянство в выполнении определённых действий, когда человек вынужден постоянно удовлетворять свою природу, он нуждается в наличие одного критерия, согласно которому будет оценивать свои поступки. В противном случае человек оказывается в замешательстве и противоречиях. Человеческий разум не способен устанавливать этот критерий, ведь он напрямую зависит от системы законов, законотворческой деятельности, заниматься которой человек так же бессилен. Законотворчество является исключительно правом Аллаха. Прежде мы уже говорили о неспособности человека установить один критерий для оценки правильности поведения.
Помимо этого, Всевышний Аллах предоставил человеку право выбора, каким критерием руководствоваться в жизни, что и стало для него предметом ответственности — таклифом, с последующим вознаграждением или наказанием за сделанный выбор. Если человек выберет закон, ниспосланный Аллахом, то будет счастлив как в этой, так и в Следующей жизни, а если выберет иной закон, то в этой жизни он не приобретёт счастья и в Судный день окажется в убытке.
Большинство людей пребывает в заблуждении относительно того, что худа (истинный путь) предопределён. Они стали прямо понимать некоторые шариатские тексты, не связав их с другими. Они стали выводить необдуманные решения, хукмы и этим вредить в первую очередь себе, ожидая, что сам Аллах наставит их на истинный путь и что можно не проявлять особых стараний по этому поводу.
На самом деле:
— Всевышний Аллах предоставил человеку право выбора — выбирать систему жизни, критерий правильности, истинный путь, и сделал человека ответственным за свой выбор в выполнении им своих обязательств, за что тот впоследствии будет либо вознаграждён, либо понесёт суровое наказание. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا
«Мы повели его путём либо благодарным, либо неблагодарным» (76:3).
— Аллах указал на худа (истинный путь). Он разъяснил человеку истинный путь для того, чтобы тот смог сделать правильный выбор, Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ عَلَيْنَا لَلْهُدَى
«Нам надлежит вести прямым путём» (92:12).
Также Он сказал:
الم ، ذَلِكَ الْكِتَابُ لَا رَيْبَ فِيهِ هُدًى لِّلْمُتَّقِينَ، الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْغَيْبِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ ، وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ ، أُولَئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (2:1–5).
В этих аятах Всевышний Аллах говорит, что эта книга (Коран) является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз, расходуют из того, чем наделил их Аллах, веруют в то, что ниспослано Мухаммаду ﷺ, и в то, что было ниспослано пророкам до него, убеждены в Последней жизни и следуют верному руководству от их Господа — такие являются преуспевшими.
Человек обязан стремиться выбрать истинный путь, чтобы его приверженность этому пути стала более сильной, крепкой. На это указывают аяты Корана. Всевышний Аллах сказал:
وَيَزِيدُ اللَّهُ الَّذِينَ اهْتَدَوْا هُدًى
«Аллах увеличивает приверженность прямому пути тех, кто следует прямым путём» (19:76),
وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْواهُمْ
«Тем, кто следует прямым путём, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность» (47:17),
وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ
«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро» (29:69).
Человек обязан выбрать истинный путь, ниспосланный от Аллаха. Тот, кто выбрал этот путь, — Аллах поддержит его на этом пути. Но если человек отвернётся и выберет заблуждение, то Аллах усилит его заблуждение. Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ
«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться» (9:115).
Аллах показал человеку истинный путь и предоставил ему выбор. Тот, кто выберет истину, того Аллах укрепит на этом пути, создав для этого причины, а тот, кто выберет заблуждение, тому Он увеличит его, создав причины этому. Однако эти причины не влияют на выбор человеком того или иного пути Аллаха. Обратите внимание на самудян, которые выбрали заблуждение после того, как Аллах указал им прямой путь. Всевышний Аллах сказал:
وَأَمَّا ثَمُودُ فَهَدَيْنَاهُمْ فَاسْتَحَبُّوا الْعَمَى عَلَى الْهُدَى فَأَخَذَتْهُمْ صَاعِقَةُ الْعَذَابِ الْهُونِ بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ
«Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству, и их поразила молния унизительных мучений за то, что они приобрели» (41:17).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
23 Джумада аль-уля 1438 г.х.
20.02.2017 г.