Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основные и второстепенные проблемы человека
Часть 23
Девятое: мы продолжаем наш урок «страх за къада и къадар»
— Иногда Аллах испытывает человека бедами, чтобы поднять его степень, как это происходит с посланниками и праведниками. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَشَدُّ النَّاسِ بَلاَءً الأَنْبِيَاءُ ثُمَّ الْأَمْثَلُ فَالْأَمْثَلُ... فَمَا يَبْرَحُ الْبَلاَءُ بِالْعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِيْ عَلىَ الْأَرْضِ وَمَا عَلَيْهِ خَطِيئَةٌ
«Больше всех беды постигают пророков, затем тех, кто был ближе к ним (своей верой), затем тех, кто был ближе к этим… и не перестанут постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Бухари).
— Иногда испытания приходят, чтобы различить верующих от лицемеров. Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:3).
Всё, что постигает верующего, который правильно решил свою основную проблему в жизни и принял исламскую акъыду как решение этой проблемы, — все его испытания обернутся благом для него. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
عَجَباً لِأَمْرِ الْمُؤْمِنِ، إِنَّ أَمْرَهَ كُلَّهُ لَهُ خَيْرٌ؛ إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ، وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ
«Насколько удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него. Если что-то радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Если его постигло благо, он понимает, что оно — от Аллаха, и он не приписывает его ни к кому другому. А если его постигло горе, то он проявляет терпение, он убеждён в знании Аллаха и понимает, что таким образом Аллах желает ему блага.
Верующий готовит себя к трудностям, не боясь испытаний в будущем, поскольку Аллаху лучше известно, в чём кроется благо, и никто из людей не ведает об этом.
Всевышний Аллах сказал:
لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ وَلَتَسْمَعُنَّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُوا أَذًى كَثِيرًا وَإِن تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
«Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (3:186).
Испытание имуществом и самим собой неминуемо, так же как и оскорбления со стороны людей Писания и многобожников, поэтому от верующего требуется проявлять терпение и богобоязненность.
Лукман завещал своему сыну терпение перед бедами. Всевышний Аллах передал в Коране слова Лукмана:
يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).
Терпение в беде — из числа великих дел, им обладают люди только с сильной решимостью.
Аллах хвалит Своих смиренных рабов и обещает им радостную весть, поскольку они проявляют терпение перед постигшими их бедами. Всевышний Аллах сказал о них:
وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ ، الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَالصَّابِرِينَ عَلَى مَا أَصَابَهُمْ وَالْمُقِيمِي الصَّلَاةِ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
«Сообщи благую весть смиренным, сердца которых при упоминании Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (22:34,35).
Что касается веры в къада и къадар, принятия её и терпения на этом пути, то Аллах указал Своим рабам то, как им необходимо поступать по отношению к бедам. Всевышний Аллах сказал:
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفْ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ ، الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ ، أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путём» (2:155–157).
В этих аятах Аллах упомянул беды, которые постигают человека, из их числа — страх, голод, потеря имущества, потеря близких и плодов. Он также указал, что верующему необходимо терпеть, и обрадовал терпеливого великой наградой. Терпеливые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся». Своё положение и решение этой проблемы они связывают с решением своей основной проблемы в жизни. Они понимают, что принадлежат Аллаху. Он приказывает и запрещает им и испытывает их тем, чем желает, а затем к Нему будет возвращение. Верующие, которые проявляют терпение и повторяют: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся», — заслуживают похвалу своего Господа и Его великую милость.
Лучшее, что может предпринять человек для своего будущего, — это использование того, что дано ему из знаний, силы, здоровья и благополучия до того, как это покинет его. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اغْتَنِمْ خَمْساً قَبْلَ خَمْسٍ: شَبَابَكَ قَبْلَ هَرَمِكَ، وَصِحَّتَكَ قَبْلَ سَقَمِكَ، وَغِنَاكَ قَبْلَ فَقْرِكَ، وَفَرَاغَكَ قَبْلَ شُغُلِكَ، وَحَيَاتَكَ قَبْلَ مَوْتِكَ
«Используй пять вещей до прихода пяти других: Молодость, пока не настигла старость. Здоровье, пока не настигла болезнь. Богатство, пока не настигла бедность. Свободное время до прихода занятости. Жизнь, пока не настигла смерть».
Это — решение той проблемы, которой опасается человек всю жизнь. Нет сомнений, что старость настигнет человека и не даст сделать многое из того, что он мог бы сделать в молодости. И поэтому пусть человек использует свою молодость и совершает праведные дела прежде, чем его настигнет старость. После здоровья приходит только болезнь и недомогание, которое мешает совершать многие дела, которые можно было бы совершить в молодости. И поэтому пусть человек использует своё здоровье и совершает праведные дела. Богатство сменяется только бедностью, так пусть человек использует своё богатство в совершении праведных дел прежде, чем лишится его. Человек сожалеет об упущенном времени, когда уже поздно сожалеть, так пусть использует то, что у него осталось, и не тратит время попусту, потому что придут такие времена, когда человек будет сожалеть за каждую минуту, потраченную не на благие дела.
Таково состояние богобоязненного верующего, который правильным образом решил свою основную проблему в жизни и не боится за своё будущие, потому что его судьба — в руках Аллаха. Он не боится бед и испытаний, которые могут постичь его, потому что всё это происходит по мудрости и воле Аллаха. Это — путь к его награде, а не страху. Это — то, что подталкивает его оставаться богобоязненным и творящим благие дела, а не вселяет в него печать, беспокойство и тревогу.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
22 Джумада аль-уля 1438 г.х.
19.02.2017 г.