С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Вопрос:
Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение, наш дорогой шейх. Я хотел бы, чтобы Вы помогли мне с решением моего вопроса касательно предмета «дуа» (молитвы). В Благородном Коране говорится, что Аллах отвечает на дуа, если оно обращено к Нему. В Сунне поясняется, что ответ на дуа может прийти быстро, или со временем, или же может прийти нечто лучшее, чем то, о чём было прошение, в этом мире или в последующем. Хизб в своей книге «Концепция Хизб ут-Тахрир» говорит, то дуа имеет духовную ценность, а его последствия и результаты не являются материальным савабом (вознаграждением). Мой вопрос таков: «Как можно ограничивать последствие от дуа только савабом при том, что Аллах отвечает на дуа в дунья (этом мире)»? Да благословит Вас Аллах. Вопрос от Абу Абдуллаха Халяфа.
Ответ:
И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение.
Кажется, Вы указываете на то, о чём говорится в книге «Концепция» на страницах 57 и 58, и что эта тема Вас запутала. Эта тема заключается в следующем:
На этих двух страницах говорится о нематериальных результатах, о савабах, которые проявились в конкретном положении, и на решение этих вопросов должны приводиться соответственные шариатские тексты. Мы не используем их, а ограничиваемся только лишь дуа. В книге в качестве примера приводятся моменты, когда совершается дуа во время джихада, для захвата крепости или для сражения с врагом…
В других же случаях дуа может привести к ощутимым результатам, по воле Аллаха, в дополнение к савабу, как об этом говорится в хадисе Посланника Аллаха ﷺ, который приводится как иллюстрация этого вопроса.
Для того чтобы этот вопрос стал ясен, я приведу тут отрывки из страниц 57-й и 58-й этой книги:
1. На странице 57-й, в её начале, говорится: «Тот, кто внимательно изучает это положение, на которое указывают шариатские законы, находит, что это положение – физического характера, которое является подтверждением неощутимых результатов, и оно не является положением, которое подтверждают иные результаты, кроме ощутимых…».
Это является верным. При изучении доказательств мы видим, что они разъясняют пути достижения неощутимых результатов.
2. После этого в книге приводятся некоторые тексты, которые разъясняют дуа и джихад в виде захвата крепости, или города, или при сражении с врагом. Из этого сравнения видно, что одного дуа не достаточно, и оно одно не является путём достижения цели; что джихад является путём разрешения этого положения в соответствии с представленными доказательствами…
Далее в книге «Концепция» говорится: «Например, дуа является действием духовной ценности, джихад является физическим действием с духовной ценностью, но дуа, даже если оно было физическим действием, которым достигается неощутимый результат, является савабом, даже если целью дуа была духовная ценность. Это отличается от положения с джихадом, так как он является сражением с врагами, он является физическим действием, которым достигается ощутимый результат, а именно: захват крепости, или города, или сражение с врагом и так далее, хотя целью джихада является достижение духовной ценности…».
Тут проводится сравнение между дуа и джихадом во время сражения с врагом при захвате крепости.
Например, если использовалось одно лишь дуа, то будет достигнут только неощутимый результат, т.е. саваб, так как путём для разрешения этого вопроса является джихад, а не дуа. Задача следующая: сравнить дуа, когда будет использоваться лишь оно одно без того, чтобы использовать путь, соответствующий этому положению, с дуа, совмещённым с действием.
Не дозволено объединять эти положения тем, чтобы сделать дуа решением для этой ситуации, так как у дуа нет ощутимого результата, а дуа используется для достижения саваба! Это происходит потому, что в предыдущем абзаце раскрывается вопрос пути, который не приемлем в Шариате, т.е. когда решение проблемы заменяется одним лишь дуа, так как для дуа характерным является неощутимый результат, т.е. саваб.
Кажется, что путаница произошла из-за фразы в приведённом примере: «Дуа, даже если оно было вместе с физическим действием, которым достигается ощутимый результат, является савабом…». Таким образом, предложение стало таковым, будто оно объединяет эти положения, т.е. как будто дуа во всех положениях используется для достижения исключительно неощутимых результатов, т.е. саваба. В то время как пример приводится в контексте определённого случая, а именно – в использовании только одного лишь дуа для захвата крепости или для победы над врагом без того, чтобы использовать метод, который приводится в текстах про джихад.
3. Что же касается дуа, то вместе с тем, чтобы делать причины (делать от себя зависящее), у дуа есть последствия и в результатах. Это совершал Посланник Аллаха ﷺ, это совершали его сподвижники (р.а.). Посланник Аллаха ﷺ подготавливал армию и входил в палатку для совершения дуа. Мусульмане в Кадисии совершали дуа при форсировании реки, и Саад (р.а.) был вместе с ними. Таким образом, искренние верующие делают от себя зависящее и совершают дуа. Тот, кто спешит получить свой рызк, старается, работает и совершает дуа. Студент учится, прилагает усердие и обращается с дуа к Аллаху Святому, прося у Него успеха, и от этого бывает последствие в результатах, по воле Аллаха.
В книге «Концепция» на стр. 58-й говорится: «Обязательно нужно знать, что если представилось дело, исполнять которое нужно физическим действием, итоги которого будут ощутимы, нужно, чтобы эта работа соответствовала приказам и запретам Аллаха, чтобы она была направлена на установление приказов и запретов Аллаха – того, чем доволен Аллах. Также над мусульманином должно главенствовать осознание своего отношения к Аллаху Всевышнему, что ему нужно приближаться к Нему своими намазами, дуа, чтением Корана и так далее. Мусульманин должен быть убеждён, что победа приходит только от Аллаха. И поэтому обязательно должна присутствовать богобоязненность, которая будет сосредоточена в сердцах для установления законов Аллаха. Обязательно должны быть дуа и зикры (поминание Аллаха), должна присутствовать связь с Аллахом при выполнении всякого дела». Из этого понимается важность для верующего человека сочетать дуа с тем, чтобы создавать причины во всех делах.
4. Использование дуа вместе с тем, чтобы создавать причины – это то, на чём был Посланник Аллаха ﷺ, его сподвижники (р.а.) и верующие. Если сочетать эти два аспекта, то, по воле Аллаха, они дадут в итоге результат. Использование этих двух аспектов одновременно не противоречит Исламу. Более того, противоречит Исламу именно ограничение одним лишь дуа без того, чтобы идти по пути, который разъясняют шариатские тексты для претворения исламской идеи.
В «Концепции» на конце 57-й и в начале 58-й страницы говорится: «А поэтому решительно отвергается то, чтобы все действия, которые направлены на осуществление идеи Ислама, были действиями, приводящими к неощутимым результатам».
Значит, другими словами, противоречием исламскому пути является то, «чтобы все действия, которые направлены на осуществление идеи Ислама, были действиями, приводящими к неощутимым результатам». Если же некоторые дела направлены для достижения неощутимых результатов, т.е. это «дуа в определённых положениях» в сочетании с поступками, которыми достигаются ощутимые результаты, то это положение – известное, у него есть подтверждение и оно не противоречит исламскому методу.
5. Таким образом, то, о чём говорится в книге «Концепция» про дуа, можно разделить на две части:
1) Если совершается одно лишь дуа для претворения какой-либо идеи, то это не является путём для её претворения, так как шариатские тексты приводят в доказательство иной путь для претворения этой идеи. Например, одно лишь дуа в положении сражения с врагом, когда мы стоим перед крепостью, желая её захватить, без того, чтобы подготовить армию к сражению, не приводит к достижению решения проблемы, а мы только лишь получаем неощутимые результаты, т.е. саваб.
2) Сочетание дуа с причинами. Именно так нужно делать, и именно в этом положении эти два поступка дают последствие в результатах, по воле Аллаха.
В книге «Концепция» не приводится в теме про дуа никакая иная позиция, а только эта, о которой есть общий хадис, выведенный Ахмадом в его «Муснаде» от Абу Муаваккиля, от Абу Саида, что Пророк ﷺ сказал:
مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيهَا إِثْمٌ، وَلَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ، إِلَّا أَعْطَاهُ اللَّهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثٍ: إِمَّا أَنْ تُعَجَّلَ لَهُ دَعْوَتُهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ، وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا
«Если мусульманин воззовёт к Аллаху с дуа, в котором нет греха и разрыва родственных связей, то Аллах даст ему одно из трёх: либо скоро ответит ему на его дуа, либо же воздаст за дуа в следующей жизни, либо же оградит от него зло размером, подобным тому, о чём он просил». Его спросили: «А если мы увеличим (количество дуа)?». Он ﷺ сказал:
اللَّهُ أَكْثَرُ
«(Тогда и) Аллах увеличит (свою награду)».
Из этого понимается, что Аллах Святой ответит на дуа одним из трёх путей, из числа которых – «скоро ответит ему на его дуа», а это – ощутимый результат.
6. Соответственно, есть ощутимые результаты от дуа в иных случаях, которые не указаны в книге «Концепция», так как хадис указывает на то, что Аллах «скоро ответит ему на его дуа», что является ощутимым результатом… Аллах Святой в аяте Корана говорит, что Он отвечает на дуа нуждающегося, если тот призовёт к Нему. И Он сделал этот ответ в положении «бурхан» (т.е. однозначность, обязательность) на том, что нет бога, кроме Аллаха. Из всего этого тут понимается, что ответ на дуа нуждающегося будет в этом мире. Из самого слова «нуждающийся» понимается, что тут исходит просьба удовлетворить нужду в этом мире, и ответ будет ощутимым, по воле Аллаха. Аллах говорит:
أَمَّنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَعَ اللَّهِ قَلِيلًا مَا تَذَكَّرُونَ
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (27:62).
Аллах Святой приказал нам совершать дуа и пообещал ответить на него.
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (40:60).
Посланник Аллаха ﷺ разъяснил этот ответ Аллаха на дуа таким образом, что он является «одним из трёх», из числа которых есть и ответ с ощутимым результатом.
Конечно же, достижение результатов, всё равно, были ли они ощутимы или нет – все они будут достигнуты по воле Аллаха Святого.
Вывод:
То, о чём говорится в «Концепции»:
1) Путь достижения ощутимых результатов.
2) Сравнение одного лишь дуа с джихадом для захвата крепости или сражения с врагом… Дуа в данном случае не приводит к ощутимым результатам, а только лишь к савабу, и одно лишь дуа не является путём захвата крепости или сражения с врагом…
3) Не является правильным расценивать поступки, которыми хотят претворить исламскую идею, как поступки, приводящие к неощутимым результатам. Можно сочетать поступки, которыми достигаются ощутимые результаты, вместе с поступками, которыми достигаются неощутимые результаты, как, например, подготавливать армию к сражению и (вместе с этим) обращаться с дуа к Аллаху Святому, прося у него победы.
4) Дуа является необходимым делом для мусульманина, когда он совершает поступки… Так поступал Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники (р.а.).
Вот о чём говорилось в книге «Концепция» про положение с дуа, которым приобретается только лишь саваб, т.е. при положении использования одного лишь дуа, когда, к примеру, захватывается крепость… Когда оставляется путь, который разъяснён шариатскими текстами, касающимися этого вопроса, как, например, вопрос джихада в данном случае.
Что же касается второго дуа, то оно подпадает под общий хадис Посланника Аллаха ﷺ:
مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيهَا إِثْمٌ، وَلَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ، إِلَّا أَعْطَاهُ اللَّهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثٍ: إِمَّا أَنْ تُعَجَّلَ لَهُ دَعْوَتُهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ، وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا
«Если мусульманин воззовёт к Аллаху с дуа, в котором нет греха и разрыва родственных связей, то Аллах даст ему одно из трёх: либо скоро ответит ему на его дуа, либо же воздаст за дуа в следующей жизни, либо же оградит от него зло размером, подобным тому, о чём он просил». Его спросили: «А если мы увеличим (количество дуа)». Он ﷺ сказал:
اللَّهُ أَكْثَرُ
«(Тогда и) Аллах увеличит (свою награду)».
Из этого хадиса понимается, что Аллах Святой удовлетворяет нужду просящего в этом мире, что является ощутимым результатом, или отдаляет от взывающего зло, которое равно тому дуа, с которым он взывал, что так же происходит в этом мире и является ощутимым результатом, либо же вознаграждает за это дуа в Судный День, т.е. за это дуа человек получает саваб, который является неощутимым результатом.
Аллах – Обладатель великого достоинства, Он – Милостивый, Милосердный. Он относится с почётом к своему рабу тем, что одаряет его наградой за его дуа даже тем, что отвечает на его дуа в этом мире. Хвала Аллаху, Господу миров.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
Взято со страницы амира в Фейсбуке
01 Мухаррам 1436 г.х.
25.10.2014 г.
Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в Фейсбуке.