Адресован: Ибрахиму Абу Фатхи
Вопрос: Уважаемому нашему амиру, пусть Аллах сохранит вас и укрепит ваши стопы.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Некий человек открыл депозитный счет в банке, имеется ввиду современный банк (процентный). После чего он обнаружил, что помимо его основной суммы депозита была внесена процентная ставка. Мы же знает, что Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
«А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:279).
Также существует ряд шейхов, современных ученых, кто дозволяет брать подобного рода имущество и говорит о недопустимости оставлять эти средства в банке под предлогом не оказывать никакого содействия банку в хараме, с одной стороны, а с другой, не совершать самому харам, оставляя процент в пользу банка.
Вопрос: как поступать с процентной ставкой? Допускается ли вкладчику взять процентную ставку и раздать бедным или погасить свои долги, в случае наличия таковых? Получает ли этот человек в случае раздачи беднякам данных денежных средств вознаграждение (саваб)? Ждем от вас ответа и баракАллаху фикум.
Ответ: Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракятуху.
До того, как ответить на заданный вопрос (что делать с деньгами от процентов), хочу сказать в адрес того, кто занимается процентами. Его долгом (ваджиб) является немедленно оставить и прекратить подобного рода деятельность. Искренне покаяться перед Всевышним Аллахом, потому как Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَصُوحًا
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (66:8).
إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَاعْتَصَمُوا بِاللَّهِ وَأَخْلَصُوا دِينَهُمْ لِلَّهِ فَأُولَٰئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ ۖ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
«Если только они не раскаются и исправят содеянное, крепко ухватятся за Аллаха и очистят свою веру перед Ним. Такие окажутся вместе с верующими, а ведь Аллах одарит верующих великой наградой» (4:146).
Передал ат-Тармизи от Анаса, что Пророк ﷺ сказал:
كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ
«Любой сын Адама допускает ошибки и лучший из них приносящий покаяние».
Чтобы покаяние было принятым, чтобы Всевышний Аллах простил грех человека, он должен удалиться от самого греха, сожалеть о ранее содеянном поступке и впредь решить не допускать подобного в будущем. Если грех был связан с правом какого-либо человека, тогда выступает условие вернуть ему отнятое право или получить от этого человека прощение. Если, например, у человека было отнято имущество путем разбоя или своровано, такое имущество должно быть возвращено хозяину. Человек, приносящий покаяние, должен избавиться от нечистого согласно Исламу заработка, ведь последствия от заработка на недозволенном пагубны и такой человек потерпит убыток в Судный день. Вывел Ахмад от Абдуллаха ибн Масъуда, который сказал: Пророк Аллаха ﷺ сказал:
...وَلَا يَكْسِبُ عَبْدٌ مَالًا مِنْ حَرَامٍ... إِلَّا كَانَ زَادَهُ إِلَى النَّارِ
«Все заработанное рабом недозволенным путем имущество, все больше ввергает его в огонь», так же ат-Тирмизи вывел от Каъба ибн Уджра, что Пророк Аллаха ﷺ сказал:
يَا كَعْبَ بْنَ عُجْرَةَ، إِنَّهُ لَا يَرْبُو لَحْمٌ نَبَتَ مِنْ سُحْتٍ إِلَّا كَانَتِ النَّارُ أَوْلَى بِهِ
«О, Каъб ибн Уджра! Все, что привело к пополнению человека (тела) посредством гнева, заслуживает на Ад».
Что же касается процентной ставки вкладчика, предоставляемой банком и способом избавиться от нее, ответом будет следующее:
1. Если вкладчик требует от банка основную сумму депозита и только, в то же время правила банка позволяют ему это, то пусть так и поступит — заберет основную сумму.
2. Если правила банка не позволяют подобного, наоборот, вместе с основной суммой депозита за один раз вкладчик должен снять и процентную ставку, а иначе он не сможет получить основную сумму. В таком случае он берет основную сумму и процентную ставку, но затем избавляется от процента, отдав сумму на благие дела ради Аллаха, при этом должен исключить проявлений, что он тем самым выделил садакъа. Потому что данное имущество было приобретено запретным путем, из чего следует, что от него необходимо было избавиться. Например, данные средства он может направить на мечеть и чтобы никто не знал об этом или отдать бедной семье, снова-таки, чтобы никто не узнал, кто отправитель. Он это должен сделать таким способом, не проявляя, что будто он выплачивает садакъа и т. д.
3. Что касается вознаграждения за выделенные средства на благое дело, то никакого вознаграждения за деньги, заработанные путем запрета. Потратить данные средства на благие дела не будет считаться садакъа, потому что это не чистые халяль деньги, которыми по праву обладает человек. В то же время, ин ша Аллах, он получит вознаграждение за оставление или избавления от харама, т. е. за исключение процентных отношений с банком и избавления от приобретения имущества запретным путем. Всевышний Аллах принимает покаяние от своих рабов и не лишает вознаграждения тех, кто поступает искренне.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Джумада аль-уля 1435 г.х.
29.03.2014 г.