Адресован Абу Халиду
Вопрос:
Мир Вам от Аллаха, Его милость и благословение, о наш дорогой шейх. Примите наши самые тёплые приветствия…
У меня вопрос относительно закята и долга, и я надеюсь, что у Вас будет время ответить на него:
У моего отца большие долги. Так случилось, что со временем имущество и долги отца и сына перемешались, и мы уже не делаем различия между долгами отца и моими, то есть его долги — это мои долги автоматически, и каждый из нас работает для того, чтобы погасить их. Однако какова реальность данного вопроса по Шариату, особенно с точки зрения закята? Считается ли данный долг долгом отца, и он не выплачивает закят, или же эта реальность касается нас обоих?
Пусть Аллах воздаст Вам и хранит Вас. Я передаю Вам приветствие многих ребят из Германии.
Ответ:
И Вам мир от Аллаха, Его милость и благословение.
1— С точки зрения Шариата, деньги отца не являются деньгами сына. А также долг отца не является долгом сына. Шариат дал право отцу распоряжаться своими деньгами, а также дал право сыну распоряжаться своими деньгами. Шариат связал с деньгами отца определённые права и обязательства, невзирая при этом на деньги сына. Также Шариат связал с деньгами сына определённые права и обязательства, невзирая при этом на деньги отца, поскольку каждый из них несёт ответственность отдельно от другого… Например, Шариат обязал отца выплачивать закят, когда его деньги достигнут нисаба (минимального размера) и сохранятся на протяжении года, при этом не придавая значения деньгам сына. Точно так же он поступил в отношении сына. Например, он дозволил сыну зарабатывать деньги, невзирая при этом на деньги отца. Таким образом, каждый индивид в Исламе несёт ответственность согласно законам Шариата…
2 — Доказательства того, что деньги сына не являются деньгами отца и что деньги отца не являются деньгами сына:
А — Сын не наследует всё имущество отца. Напротив, при наличии других наследников оно распределяется между ними. Также отец не наследует всё имущество сына. Напротив, если есть другие наследники, то оно делится между ними. Сказал Всевышний Аллах:
يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الْأُنْثَيَيْنِ
«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достаётся доля, равная доле двух женщин» (4:11).
Затем Он сказал:
وَلِأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ
«Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил» (4:11).
Когда умирает сын, оставив за собой имущество, то кроме живого после смерти сына отца Аллах отдал долю наследственного имущества и другим категориям родственников. А поэтому имущество сына принадлежать его отцу тем более не может, когда он ещё жив. Аллах сказал в аятах, касающихся наследства:
وَلِأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا السُّدُسُ
«Каждому из родителей принадлежит одна шестая» (4:11).
Аллах так же дал и матери долю наследства из имущества умершего сына.
Б — До распределения наследства отец или сын могут сделать завещание, которое будет обязательным к исполнению, всё равно, согласен с ним отец (или сын) или нет. До распределения наследства погашаются долги покойного из его имущества, что указывает на то, что имущество, оставленное покойным, является его собственностью, а не собственностью отца или сына. Сказал Аллах:
مِنْ بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ
«Таков расчёт после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга» (4:11).
Поэтому невозможно отдавать долг сына из того, что принадлежит отцу, и наоборот…
В — В хадисе о жертвоприношении, который приводит Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуллаха ибн Амра, говорится: «К Пророку ﷺ пришёл некий человек, и он ﷺ сказал ему:
أُمِرْتُ بِيَوْمِ الْأَضْحَى، جَعَلَهُ اللَّهُ عِيدًا لِهَذِهِ الْأُمَّةِ
«… Мне велено праздновать день жертвоприношения. Аллах сделал его праздником для этой Уммы». Тот человек спросил: «Если я не найду ничего, кроме животного моего сына, могу ли я принести его в жертву?». Пророк ﷺ сказал:
لَا، وَلَكِنْ تَأْخُذُ مِنْ شَعْرِكَ، وَتُقَلِّمُ أَظْفَارَكَ، وَتَقُصُّ شَارِبَكَ، وَتَحْلِقُ عَانَتَكَ، فَذَلِكَ تَمَامُ أُضْحِيَّتِكَ عِنْدَ اللَّهِ
«Нет, но ты постриги свои волосы, ногти, усы и побрей волосы на лобке, и это и будет твоим жертвоприношением» (привёл Абу Давуд).
Ад-Дарукутний привёл этот хадис со словами: «Тот человек спросил: «Если я не найду ничего, кроме животного или овцы, которые принадлежат отцу, могу ли я привести их в жертву?». Пророк ﷺ ответил:
لَا وَلَكِنْ قَلِّمْ أَظْفَارَكَ وَقُصَّ شَارِبَكَ وَاحْلِقَ عَانَتَكَ فَذَلِكَ تَمَامُ أُضْحِيَّتِكَ عِنْدَ اللَّهِ
«Нет, но ты постриги ногти, усы и побрей лобок, и это и будет твоим жертвоприношением».
Так как нельзя, чтобы отец приносил в жертву животное сына, или сын приносил в жертву животное отца, то это значит, что имущество отца не является имуществом сына.
Г — В книге «Аль-Мавахиб аль-Джалиль фи Шархи Мухтасар Халиль» (2/505), автором которой является Шамсуддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуррахман ат-Тараблюсий аль-Магрибий, известный как аль-Хаттаб ар-Руайний аль-Маликий, который умер в 954 г.х., приводится: «Если у него есть долги, то погашение долгов приоритетнее хаджа, и в этом нет разногласия. Но если у его отца есть долги, то хадж в этом случае приоритетнее для него, поскольку хадж является обязательным для него, а долг отца не является таковым для него».
3 — Понимание хадиса «Ты и твоё имущество принадлежат отцу»:
— Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха о том, что (однажды) один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть имущество и ребёнок, и у моего отца есть имущество и ребёнок, и отец мой желает забрать моё имущество». Тогда Пророк ﷺ сказал:
أَنْتَ وَمَالُكَ لِأَبِيكَ
«Ты и твоё имущество принадлежат отцу».
Я спросил Ибн Абу Имрана об этом хадисе, и он сказал: «Слова Пророка ﷺ:
أَنْتَ وَمَالُكَ لِأَبِيكَ
«Ты и твоё имущество принадлежат отцу», —
подобны словам Абу Бакра (р.а.), когда он сказал Пророку ﷺ: «Я и моё имущество принадлежат тебе, о Посланник Аллаха». Это произошло тогда, когда Пророк ﷺ сказал:
مَا نَفَعَنِي مَالٌ مَا نَفَعَنِي مَالُ أَبِي بَكْرٍ
«Не приносило мне пользы имущество столько, насколько помогало имущество Абу Бакра».
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится:
مَا نَفَعَنِي مَالٌ قَطُّ مَا نَفَعَنِي مَالُ أَبِي بَكْرٍ
«Никакое имущество не приносило мне столько же пользы, сколько имущество Абу Бакра».
Тогда Абу Бакр (р.а.) сказал: «Я и моё имущество принадлежат тебе, о Посланник Аллаха». Абу Бакр (р.а.) подразумевал своими словами: «Я и моё имущество принадлежат тебе так же, как та или иная вещь принадлежит своему владельцу, и он вправе распоряжаться ею, как ему захочется». И вышеприведённые слова Пророка ﷺ были в этом роде. И Аллаху больше ведомо об этом.
— Также приводит Ибн Хиббан в своём достоверном сборнике от Аиши (р.а.), что некий человек пришёл к Пророку ﷺ, препираясь со своим отцом о долге, на что Пророк ﷺ сказал:
أَنْتَ وَمَالُكَ لِأَبِيكَ
«Ты и твоё имущество принадлежат отцу».
Абу Хатим сказал, что Пророк ﷺ этими словами хотел запретить тому человеку плохо обращаться с отцом. Он ﷺ повелел ему быть мягким с ним как в словах, так и в обращении с ним. И поэтому Пророк ﷺ сказал ему:
أَنْتَ وَمَالُكَ لِأَبِيكَ
«Ты и твоё имущество принадлежат отцу», —
дабы отец мог пользоваться его имуществом, но не потому, что отец может овладеть имуществом сына, который ещё жив, без его согласия. Ибн Раслан сказал, что «ل» — лям — здесь указывает на дозволенность, но не на собственность, ибо имущество сына принадлежит ему самому, и он сам должен выплачивать закят со своего имущества и может передавать его по наследству.
4— Поэтому ты как сын должен сам давать закят со своего имущества, и отец должен давать закят со своего имущества, если оно достигло нисаба и сохранилось на протяжении всего года. Это в том случае, если нет долгов. Однако выплата закята должна происходить после погашения долга, если оставшееся после выплаты долга сумма по размеру достигает нисаба. И это — наиболее сильное мнение, на наш взгляд, поскольку долг отменяет закят, если происходит уменьшение суммы денег настолько, что их размер перестал достигать нисаба. В нашей книге «Имущество в государстве Халифат», когда речь идёт о закяте при наличии долга, на странице 165 (арабской версии) говорится: «Если кто-то владеет имуществом, которое достигло размера нисаба, после чего хранилось в течении года, но имеет долг в размере нисаба либо в таком размере, который при выплате долга уменьшает имущество до количества ниже размера нисаба, тот не обязан выплачивать закят. Например, у кого-то есть 1000 динаров, и его долг равен 1000 динарам, либо кто-то обладает 40 золотыми динарами и имеет долг в 30 золотых динаров — закят не налагается в этих двух случаях, поскольку имущество фактически не достигает размера нисаба. Передаётся от Нафиъ, от Ибн Умара, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا كَانَ لِرَجُلٍ أَلْفُ دِرْهَمٍ، وَعَلَيْهِ أَلْفُ دِرْهَمٍ، فَلاَ زَكَاةَ عَلَيْهِ
«Если человек имеет 1000 дирхамов и имеет долг в 1000 дирхамов, то на него не налагается закят» (привёл Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни»).
В случае, когда после выплаты долга имущество продолжает достигать размера нисаба, тогда с него взимается закят, как об этом передал Абу Убайд от Саиба ибн Язида, который сказал: «Я слышал слова Усмана ибн Аффана: «Это — месяц вашего закята. Кто имеет долг, тот должен выплатить его, чтобы вы отдали закят за ваше имущество». Привёл Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни»: «Кто имеет долг, тот должен выплатить его и выплатить закят за оставшееся имущество». Усман произнёс это в присутствии сподвижников, которые не возразили ему, что указывает на их согласие в этом вопросе». Конец цитаты из книги «Имущество в государстве Халифат».
Поэтому если у отца есть имущество, которое достигает размера нисаба, и оно сохранилось на протяжении всего года, то при наличии долгов в первую очередь необходимо выплатить долги, а с оставшейся суммы денег выплатить закят в случае, когда количество этих денег соответствовало нисабу. Если оставшаяся сумма денег после выплаты долгов не достигает нисаба, то отец не обязан выплачивать закят…
Что касается сыновей отца, то они не ответственны за долги отца. Напротив, отец сам несёт ответственность за свои долги… Если же они помогают отцу погасить долги, то это относится к теме хорошего отношения к родителям. И это — то, к чему настойчиво побуждает Ислам. Сказал Аллах:
وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).
Передаёт Бухари со слов Абдуллаха ибн Масъуда (р.а.), который сказал:
سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَىُّ الْعَمَلِ أَفْضَلُ؟ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى مِيقَاتِهَا. قُلْتُ: ثُمَّ أَىٌّ؟ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الْوَالِدَيْنِ. قُلْتُ: ثُمَّ أَىٌّ؟ قَالَ: الْجِهَادُ فِى سَبِيلِ اللَّهِ
«(Однажды) я спросил посланника Аллаха ﷺ: «О Посланник Аллаха, какое дело является наилучшим?». Он ответил: «Молитва, совершаемая в установленное для неё время». Я спросил: «А потом какое?». Он ответил: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?». Он ответил: «Борьба (джихад) на пути Аллаха».
Поэтому оказание помощи детьми отцу относится к почтительному отношению к родителям, но дети ответственны за закят своего имущества после того, как погасят свои долги. Если имущество детей достигнет размера нисаба, и оно сохраняется на протяжении всего года, то они должны выплатить свой закят… Если же они погасят долги отца из собственных денег до того, как пройдёт год имуществу, то они не выплачивают закят с этих денег, поскольку они покрыли ими долги отца, и эти деньги израсходовались до того, как закят стал для них обязательным. Они должны будут выплатить закят с тех денег, которые останутся после выплаты долга отца, если оставшаяся сумма будет достигать размера нисаба или больше этого и сохранится на протяжении всего года.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
22 Шавваля 1438 г.х.
16.07.2017 г.