بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Вопрос: Накануне, 3 августа 2012 года в Аддис-Абебе Судан подписал с Югом Судана соглашение по проблеме нефтяных запасов после многочасового визита министра иностранных дел Америки в Джубу – столицу Юга Судана.
Американский президент поприветствовал соглашение сразу же после его подписания. Что кроится за этим соглашением? Почему Америка воспользовалась своим весом с целью подписания его несмотря на то, что суданские ответственные лица за десять дней до этого заявляли, что соглашение невозможно осуществить ни в течение девяти, ни в течение девяноста дней? Служит ли это соглашение интересам Судана? Или это очередное снисхождение под давлением Америки?
Ответ:
Для полной ясности картины прольем свет на следующие факты:
1 – Представитель МИДа Судана Ивад АбдульФаттах заявил: «Мы достигли окончательного соглашения с Югом Судана относительно нефтепровода. И надеемся решить другие проблемы посредством переговоров» (см. Суданское Информационное Агентство новостей за 04/03/2012г). Здесь говорится о том, что подписание данного соглашения является предтечей решения других проблем. Это же официальное суданское агентство сообщило от пресс-секретаря суданской делегации Мутриф Сыддик после возвращения в Хартум: «Соглашение по нефти удовлетворяет нас. Однако оно не отвечает желаниям обеих сторон». При этом он добавил: «После взаимного согласования проблем, связанных с безопасностью, начнется реализация данного соглашения». Он подтверждает, что данное соглашение служит предтечей проблем, связанных с безопасностью, по которым намечено достигнуть обоюдное согласие. Другими словами, эти две высокопоставленные лица суданского режима косвенно заявляют о том, что проблемы, по которым было достигнуто согласование, являются предтечей. При этом они еще не подписаны на официальном уровне. И вскоре после подписания их ожидается, что они будут приданы огласке.
2 – Спецпосланник Африканского Союза в Судане, бывший президент ЮАР Табо Мбеки заявил: «У двух стран есть время, истекающее 22 сентября, для урегулирования вопроса, который все еще находится в подвешенном состоянии. Намечена встреча между главами обеих стран аль-Баширом и Сальва Кииром для обсуждения ситуации в конфликтных регионах» (Радиовещание «Сива» 05/08/2012г). Это указывает на то, что соглашение по нефтепроводу явилось вместе с другими соглашениями, а не отдельно от них. Из этих заявлений становится предельно ясно, что между суданским режимом и южной частью страны была подписана сделка для урегулирования куда более важной проблемы, чем соглашение относительно транзита нефти, а именно проблема региона Абьей.
3 – Поэтому приехала Хиллари Клинтон 03/08/2012г. в Джубу и потребовала от Сальвы Киира подписать это соглашение. И спустя несколько часов было подписано соглашение несмотря на то, что данное подписание было почти обречено на неудачу. Представитель суданской делегации переговоров Мутриф Сиддик за десять дней до этого говорил: «Соглашение невозможно осуществить ни в течение девяти, ни в течение девяноста дней. Есть ряд проблем, которые требуют долгих обсуждений и решений» (BBS от 23/07/2012г). Это указывает на то, что суданская делегация не ожидала, что соглашение будет подписано до 02/08/2012г. Это срок, который был отведен Советом Безопасности 2 мая 2012 года на основании резолюции №2046, которая требует от обеих стран урегулировать свои разногласия относительно территориальных границ и конфликтных регионов. В противном случае на каждую из них будут наложены санкции. И как только прошел один день, Америка оказала давление своим весом на обе стороны, чтобы они подписали соглашение. Американский представитель в ООН и Совете Безопасности Сюзан Райс заявила: «США призывают обе стороны к немедленному соблюдению взятых на себя обязательств в соответствии с резолюцией №2046» (BBS).
4 – После подписания соглашения американский президент Обама с похвалой отозвался: «Суданский президент и Юг Судана заслуживают поздравления с подписанием данного соглашения. Я приветствую усилия международного сообщества, которые объединились ради оказания помощи обеим сторонам в достижении урегулирования» (AFB от 04/08/2012г). Также американский госсекретарь Хиллари Клинтон расхвалила «отважность лидеров Юга Судана в принятии этого решения». Она сказала: «Было необходимым преодолеть этот тупик ради интересов и перспективы суданского народа навстречу к лучшему будущему для решения других предстоящих вызовов» (источник тот же).
5 – Суданский режим сделал большие уступки в данном соглашении. Самой большой уступкой стал его отказ от нефтяных запасов Судана в пользу Юга Судана, которые составляют 75% запасов нефти, через признание отделения Юга от страны и становления его независимым государством. Также отступил от цены, которую он требовал. Ранее суданский режим требовал сумму в размере 36 долларов за каждый баррель, транспортируемый через его территории. Нынче он снизошел до 22,20 долларов. Юг Судана настаивает на цифре в 7, 61 долл., но, при этом, согласится на 9,1 долл., как заявил глава делегации Юга Судана Паган Амум за десять дней до подписания соглашения (BBS от 23/07/2012г). Но после вмешательства Клинтон Юг Судана согласился выплачивать сумму в 9,48 долларов за каждый баррель, с чем также согласился режим Судана. Новая цена близка к требованию Юга Судана и полностью отдалена от той цифры, которую требовал суданский режим. Последний принял то, что первый приподнял свою цифру на половину меньше цены последнего. Наряду с этим суданский режим запросил 4,9 млрд. долларов как часть задолженности Юга Судана. Однако ответственные лица Юга Судана согласились предоставить суданскому режиму лишь 3,2 млрд. долларов, режим согласился с этим и принял эту сумму.
6 – Самой большой опасностью в этой суданской уступке служит то, что это соглашение является предтечей устрашающего снисхождения в регионе Абьей. Суданский режим согласился провести там референдум и вывести свои войска из региона в качестве подготовки. Это означает, что режим готов отказаться от региона несмотря на то, что еще идут разногласия относительно того, кто обладает правом голоса. Юг Судана выступает против участия в этом голосовании мусульманского племени аль-Масирия, которое составляет большинство в этом регионе, и настаивает на том, что правом голоса в референдуме обладает племя ад-Даника, которое лояльно относится к Югу Судана. Это указывает на то, что в случае проведения референдума в такой конфигурации результат будет предрешен в пользу предоставления региона Абьей Южному Судану. Америка своим весом потребовала подписать соглашение относительно транспортировки нефти, и настояла на том, чтобы Юг Судана незамедлительно отказался от своей настойчивости. Несмотря на то, что переговоры по этому поводу безрезультатно длятся долгое время. Более того, были почти невозможными, как об этом заявлял представитель суданской делегации. Тем не менее, Америка уверена в возможности получить от суданского режима уступки в вопросе соглашения по нефти и в вопросе региона Абьей. Заявления американского госсекретаря Клинтон свидетельствуют об этом. Она говорит: «Было необходимым преодолеть этот тупик ради интересов и перспективы суданского народа навстречу к лучшему будущему для решения других предстоящих вызовов». Эта перспектива и эти вызовы, в частности, связаны с регионом Абьей. Ведь Юг Судана настаивает на присоединении его к своим захваченным территориям Судана. Восхваление американского президента этого соглашения указывает на то, что вопрос не ограничивается транспортировкой нефти через северные территории Судана, что не выступает большой проблемой. Поскольку есть возможность транспортировки нефти через Кению, и переговоры ведутся вокруг этого. Поэтому Юг Судана не испытывает чувство большой потребности в транспортировки нефти через северные территория Судана. И поэтому настаивает на той цене, которую он хочет. Спецпосланник Африканского Союза в Судане предельно ясно сказал, что вопрос касается урегулирования конфликта вокруг региона Абьей, а также предоставил двум президентам отсрочку до 22 сентября, чтобы они договорились между собой.
7 – После обзора вышеприведённого можно сказать:
Это соглашение, которое снаружи связано с транспортировкой нефти, дало Югу Судана множество плюсов как в нефтяной отрасли, так и по другим вопросам.
Что касается нефти, то благодаря этому соглашению суданский режим официально и фактически закрепил за Югом Судана 75% суданской нефти, и теперь ведет лишь переговоры относительно тарифа за нефтепровод, не имея никакого права собственности и никакой доли. В будущем Южный Судан перебросит нефтепровод на другой маршрут через Кению, если сочтет это необходимым, или если Америка захочет оказать давление на суданской режим, чтобы заставить его сделать уступки в пользу Дарфура или других областей и проблем. Тогда Судан окончательно лишится всякой платы, тем более, что это соглашение является действительным только в течении трех с половиной лет. Южный Судан смог добиться такого тарифа на транспортируемый баррель, который почти равен тому, что он хотел (9,1 доллара), и слишком отличается от той цифры, которую требовал суданский режим (36 долларов или 22,20 доллара).
Другие преимущества Южного Судана появятся в будущем, особенно в районе Абьей. Суданский режим отказался от всего Южного Судана, а значит и может отказаться от Абьей. Ранее он согласился с проведением референдума в рамках протокола, связанного с перемирием в Найваша в 2005 году, который привел к отделению юга. Остались лишь разногласия по поводу того, кто имеет право участвовать в референдуме. Но кто согласился на референдум по судьбе его земель, тот согласится и на отказ от своих земель. В противоположность этому пускают пыль в глаза. Вероятно всего, Южный Судан пойдет на прочерчивание границ в районе Южного Кордофана и Голубого Нила, а также согласится с тем, что регион Хаглиг принадлежит Судану, который был признан в 2009 году на международном уровне как территория Судана. Затем суданской режим выйдет к людям и заявит, что добился победы. В то время, как спорные границы были прочерчены взамен на отказ от Абьей путем проведения референдума там. Главным игроком во всем этом выступает Америка. Именно она оказывает давление на подвластный ей суданский режим, чтобы он шел на большие уступки при необходимости и в зависимости от обстоятельств, которые она сочтет благоприятными. Действующий в Хартуме суданский режим опасается за себя и не находит иного покровителя, кроме Америки. Поэтому он отвечает её требованиям и с легкостью отказывается от исламских земель, чтобы в этом регионе появилось государство аналогичное еврейскому образованию. Более того, государство Южный Судан уже объявило о создании тесного союза с еврейским государством, и начало обмениваться визитами и заключать договора, которые укрепляют еврейского государство и направляют Южный Судан против Судана.
20 Рамадана 1433 года по хиджре
08.08.2012