Мы знаем о том, что существует определенное расстояние, позволяющее тому, кто отправляется в путь сокращать намаз и не поститься днем в рамадане, и что при этом не имеет значения, преодолевает он это расстояние на самолете, верхом на животном или пешком. В любом случае закон неизменен.
Относится ли это также к женщине, которая отправляется в путь без махрама, в том смысле, что существует определенное расстояние, при котором ей нельзя отправляться в путь без махрама, несмотря на то, преодолевает ли она этот путь на машине, самолете или пешком?
Имеющиеся в отношении сокращения намаза шариатские тексты отличаются в своем указании от текстов, имеющихся в отношении выхода женщины в путь с махрамом. Тексты, которые касаются сокращения намаза, связаны с расстоянием, а те тексты, касающиеся выхода женщины в путь, связаны со временем. Это становится понятным при осмыслении следующего текста:
Первое: хадис Пророка ﷺ «Не дозволяется женщине, верующей в Аллаха и Судный день отправляться в путь более чем на один день и одну ночь без своего махрама».
1. Хадис указывает на запрещенность того, чтобы женщина отправлялась в путь одна без махрама на упомянутый в хадисе срок времени, т.е. на полный день (24 часа) – день и ночь.
2. Данный текст указывает на время, а не на расстояние. Так если женщина отправилась в путь за тысячу километров и вернулась, не пробыв этот срок времени в пути, то ей дозволяется отправляться в такой путь. Но если, например она отправилась в путь с расстоянием в двадцать километров пешком, и он занял у нее время более одной ночи и одного дня, то такой путь запрещен для нее без махрама.
Второе: 1. Тексты, имеющиеся в отношении сокращения намаза и дозволенности не соблюдать пост, гласят о расстоянии в 4 барда, что равно примерно 89 километрам. Поэтому в том, что касается сокращения намаза, играет роль расстояние. Кто отправляется в путь на такое расстояние – на самолете, корабле, машине или пешком – может сокращать намаз, сколько бы ни длилось время пути.
2. В выходе женщины в путь без махрама значение имеет время (один день и одна ночь), каким бы ни было расстояние пути. Если пребывание женщины в пути не превысило обусловленное время, и она вернулась до его истечения, то она может отправляться в такой путь без махрама, поскольку тексты, касающиеся выхода женщины в путь, связывают закон с временем (день и ночь). А в сокращении намаза и не соблюдении поста значение имеет расстояние, невзирая на время, поскольку касающиеся их тексты связывают закон с расстоянием в 4 барда.
15 шавваль 1425
27/11/2004