19
Вт, март

Моча и экскременты животных являются наджасом

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от аль-Васика Бинасруллах

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Уважаемый шейх! У Муслима приводится хадис от Анаса ибн Малика:

قَدَمَ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَوْمٌ مٍنْ عُكْلٍ أَوْ عُرَيْنَةَ فَاجْتَوُا الْمَدِينَةَ فَأَمَرَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِلِقَاحٍ وَأَمَرَهُمْ أَنْ يَشْرَبُوا مِنْ أَبْوَالِهَا وَأَلْبَانِهَا

«Прибыли люди из племени Укля или Урайна в Медину, и (через некоторое время) они почувствовали недомогание. В связи с этим Посланник Аллаха приказал им быть рядом с дойной верблюдицей и пить её молоко и мочу».

У нас принято (табанни), что моча считается наджасом и что использовать наджас абсолютно запрещено, не важно, будь то моча или экскременты животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, или животных, мясо которых запрещено в пищу.

В качестве доказательства на запрет использования наджаса является хадис об истинджа (устранение наджасы водой или другими вещами). Ибн Хузайма приводя у себя этот хадис с добавлением:

إِنَّهَا رِكْسٌ إِنَّهَا رَوْثَةُ حِمَارٍ

 «Это нечистоты, т.к. это — экскременты осла».

Также в книге «Найлю аль-Аутар» имама аш-Шаукани приводится от ат-Тамими, что под экскрементами подразумеваются экскременты лошадей, мулов и ослов.

Путём совмещения двух хадисов мы находим, что экскременты животных, мясо которых разрешено в пищу, дозволено использовать, например, в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур.

Не могли бы Вы разъяснить нам этот аспект?

Да благословит Вас Аллах за Ваши старания!

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

1) Что касается того, что моча и экскременты животных являются наджасом, то среди учёных нет разногласий в том, что они наджас, если речь идёт о животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу. Что касается мочи и экскрементов животных, мясо которых разрешено в пищу, то здесь присутствует разногласие.

Я больше склоняюсь в пользу того, что моча и экскременты животных, мясо которых разрешено в пищу, являются наджасом, а значит, их использование запрещено, но исключением является вопрос лечения. Лечиться посредством мочи и экскрементов животных, мясо которых разрешено в пищу, допустимо, но макрух. Далее будет разъяснён этот аспект. Отмечу, что запрещено использовать наджас, пока он является наджасом. Приводит Муслим от Ибн Аббаса:

بَلَغَ عُمَرَ أَنَّ سَمُرَةَ بَاعَ خَمْرًا فَقَالَ قَاتَلَ اللَّهُ سَمُرَةَ أَلَمْ يَعْلَمْ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَعَنَ اللَّهُ الْيَهُودَ حُرِّمَتْ عَلَيْهِمُ الشُّحُومُ فَجَمَلُوهَا فَبَاعُوهَا

«Умару сообщили, что Самура продал вино, на что он сказал: «Да сразит Аллах Самура. Неужели он не знает, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах проклял евреев, ведь когда Аллах запретил им жиры (животных), они растапливали их и продавали»?».

Это указывает на запретность (харам) пользоваться наджасом.

2) Доказательством того, что моча является наджасом, будут следующие тексты:

— Приводит Бухари от Анаса ибн Малика:

جَاءَ أَعْرَابِيٌّ فَبَالَ فِي طَائِفَةِ الْمَسْجِدِ فَزَجَرَهُ النَّاسُ فَنَهَاهُمُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلَمَّا قَضَى بَوْلَهُ أَمَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِذَنُوبٍ مِنْ مَاءٍ فَأُهْرِيقَ عَلَيْهِ

«Однажды (в мечеть) явился некий бедуин и принялся мочиться в углу мечети. Люди начали прогонять его криками, но Пророк запретил им это делать. Когда бедуин закончил мочиться, Пророк велел принести ведро воды и вылить его на то место, где бедуин помочился».

— Приводит Бухари от Ибн Аббаса:

مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ فَقَالَ إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ وَأَمَّا الْآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ

«Однажды, проходя мимо двух могил, Посланник Аллаха сказал: «Их (тех, кто лежит в двух могилах) подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: один из них не очищался от мочи, а другой — делал намиму [1]» …».

— Приводит ад-Дарукъутни от Анаса ибн Малика:

تَنَزَّهُوا مِنَ الْبَوْلِ فَإِنَّ عَامَّةَ عَذَابِ الْقَبْرِ مِنْهُ

«Очищайтесь от мочи, ведь большинство мучений в могиле — из-за неё».

Моча человека и животных ничем не отличаются друг от друга, т.е. у них одна реальность. Следовательно, указание на то, что моча является наджасом, касается любой мочи, и не важно, будь то моча человека, животных, мясо которых разрешено в пищу, или животных, мясо которых запрещено в пищу.

Что касается хадиса, приведённого Бухари от Анаса ибн Малика:

قَدَمَ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَوْمٌ مٍنْ عُكْلٍ أَوْ عُرَيْنَةَ فَاجْتَوُا الْمَدِينَةَ فَأَمَرَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِلِقَاحٍ وَأَمَرَهُمْ أَنْ يَشْرَبُوا مِنْ أَبْوَالِهَا وَأَلْبَانِهَا

«Прибыли люди из племени Укля или Урайна, в Медину и (через некоторое время) они почувствовали недомогание. В связи с этим Посланник Аллаха приказал им быть рядом с дойной верблюдицей и пить её молоко и мочу», —

то этот хадис касается темы лечения. При совмещении этого хадиса с хадисом, переданным Ибн Маджей о лечении вином, становится понятным, что запрет на лечение посредством наджаса не несёт в себе решительности (т.е. не джазим), а это значит, что лечиться наджасом — макрух. Таким образом, лечение посредством мочи допустимо, но имеется порицание. Однако это не означает, что моча перестала быть наджасом, она продолжает оставаться таковой.

Хадис о лечении вином, приведённый Ибн Маджей от Тарика Сувайда аль-Хадрами, гласит следующим образом:

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ بِأَرْضِنَا أَعْنَابًا نَعْتَصِرُهَا فَنَشْرَبُ مِنْهَا قَالَ لَا فَرَاجَعْتُهُ قُلْتُ إِنَّا نَسْتَشْفِي بِهِ لِلْمَرِيضِ قَالَ إِنَّ ذَلِكَ لَيْسَ بِشِفَاءٍ وَلَكِنَّهُ دَاءٌ

«Как-то я сказал: «О Посланник Аллаха! На наших землях растёт виноград, мы выжимаем (из него вино) и пьём». На что он ответил: «Нельзя!». Я снова обратился к нему: «Мы используем его при лечении больных». Он сказал: «Это не лечение, это болезнь».

3) Доказательством того, что экскременты являются наджасом, будут следующие тексты:

— Приводит Бухари от Абдуллаха ибн Масъуда:

أَتَى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْغَائِطَ فَأَمَرَنِي أَنْ آتِيَهُ بِثَلَاثَةِ أَحْجَارٍ فَوَجَدْتُ حَجَرَيْنِ وَالْتَمَسْتُ الثَّالِثَ فَلَمْ أَجِدْهُ فَأَخَذْتُ رَوْثَةً فَأَتَيْتُهُ بِهَا فَأَخَذَ الْحَجَرَيْنِ وَأَلْقَى الرَّوْثَةَ وَقَالَ هَذَا رِكْسٌ

«(Однажды) Пророк , выйдя (из дома) для удовлетворения своей большой нужды, велел мне принести ему три камня. Я нашёл два и стал искать третий, но найти его мне так и не удалось. Тогда я подобрал кусок сухих экскрементов и принёс ему . Пророк взял лишь два камня, а экскременты отбросил в сторону, при этом добавив: «Это — нечистоты».

Слово «нечистоты» означало наджас.

Что касается Ваших слов, что слово «экскременты» применимо лишь к животным, мясо которых запрещено употреблять в пищу, и того, что упоминается у Ибн Хузайма с добавлением:

إِنَّهَا رِكْسٌ إِنَّهَا رَوْثَةُ حِمَارٍ

«Это нечистоты, ведь это — экскременты осла», —

то никто из мухаддисов, таких как Бухари, Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи, ат-Табарани, ад-Дарукъутни, аль-Байхакый, аль-Баззар, Абу Яла аль-Мавсили, не упомянули это добавление. Более того, у Ибн Хузаймы имеется следующая версия от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّمَا أَنَا لَكُمْ مِثْلُ الْوَالِدِ لِوَلَدِهِ فَلَا يَسْتَقْبِلْ أَحَدُكُمُ الْقِبْلَةَ وَلَا يَسْتَدْبِرْهَا (يَعْنِي فِي الْغَائِطِ) وَلَا يَسْتَنْجِ بِدُونِ ثَلَاثَةِ أَحْجَارٍ لَيْسَ فِيهَا رَوْثٌ وَلَا رِمَّةٌ

«Для вас я как отец для своего сына! Пусть никто из вас не обращается лицом или спиной к Кыбле (во время исправления большой нужды). Пусть очищается тремя камнями без использования экскрементов или костей» (иснад хадиса хороший).

Выше мы говорили, что моча человека или животных ничем не отличаются друг от друга, следовательно, у них один хукм. То же самое обстоит и с экскрементами, ведь экскременты осла являются таким же наджасом, как и экскременты коровы. Другими словами, нет разницы между экскрементами животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, и экскрементами животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу.

К этому мнению я склоняюсь больше, но повторюсь, что некоторые учёные разделяют между мочой и экскрементами животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, и животными, мясо которых запрещено в пищу.

 

22 Шаъбана 1434 г.х.
01.07.2013 г.

 

[1] Распространение информации между людьми, вызывающей смуту и раздор.

Главное меню