25
Чт, апр

Что такое «единство Исламской Уммы» и как оно образуется? (2)

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

(Начало)

…Такова духовная власть, а что касается политической власти, т.е. правления, то Ислам неразрывно связал её с Кораном, и это предельно очевидно из следующего:

1 – Коран ниспослан для правления. Аллах сказал:

إِنَّا أَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللَّهُ

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (04:105),

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقاً لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِناً عَلَيْهِ فَاحْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах» (05:48)

В «Аяте о правителях» Аллах Тааля ясно определяет права и обязанности как правителя, так и подданных:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ إِنَّ اللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُمْ بِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ سَمِيعاً بَصِيراً، يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий. О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (04:58,59)

Так, обладатели власти обязаны нести ответственность за вверенное им на хранение имущество и судить по справедливости, а Умме приказано беспрекословно послушаться им, а в случае разногласий, какими бы они ни были, обе стороны, как правитель, так и подчинённый, обязаны обратиться к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ.

2 – Отвержение веры тех, кто отказывается править Кораном и обращаться к нему для решения разногласий. Аллах, Субханаху, говорит, что Коран ниспослан для правления. Аллах сказал:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُواْ إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُواْ أَن يَكْفُرُواْ بِهِ

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него?» (04:60),

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ حُكْماً لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (05:50),

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (04:65)

3 – Акцентирование на том, что жизнь мусульманина будет правильной только под руководством справедливого амира – праведного халифа – единого, а не иначе, а также на том, что последнее слово должно быть за ним. С одной стороны, Умме запрещено на какой-либо промежуток времени допускать отсутствие халифа, который претворяет над ней Шариат Аллаха. Посланник ﷺ сказал: «Иудеями правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его заменял другой. А после меня не будет пророков, но будут правители (халифы), и их будет много». (Сподвижники) спросили: «И как ты прикажешь нам поступать?». Пророк ﷺ ответил: «Будьте верны присяге первого и первого, считайтесь с теми правами, которыми наделил их Аллах, а Аллах Сам спросит их за то, что было под их властью». Также он ﷺ сказал: «Кто откажется от подчинения Всевышнему Аллаху, тот в Судный День встретит Аллаха без какого-либо оправдания в свою пользу. Кто умрёт, не имея на себе присяги (байата) халифу, тот умрёт смертью времён невежества». Шариатский закон гласит: «То, без чего невозможно выполнить обязательное, является обязательным». С другой стороны, мусульманам запрещено наличие нескольких исламских государств одновременно, а также запрещён раскол внутри этого государства – это несёт за собой наказание от Аллаха в дунья и ахира. Аллах сказал:

وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الْأُخْرَى فَقَاتِلُوا الَّتِي تَبْغِي حَتَّى تَفِيءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха» (49:9)

Т.е. Аллах приказал воевать с вышедшими с подчинения до тех пор, пока они не пойдут на мир и не покорятся приказу Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если присяга дана двум халифам, убейте второго из них». Также он ﷺ говорит: «Если кто-то стремится разрушить ваше единство и разобщить вас в то время, когда ваша власть находится в руках одного человека, то кем бы он ни был – убейте его». В другом хадисе: «Если кто-то стремится разрушить дело этой Уммы в то время, когда она едина, то бейте его мечом, кем бы он ни был».

Это касательно наказания в дунья, а что касается наказания в ахира, то убитый, будучи вышедшим из подчинения, – несомненно в Огне так же, как и раскольник несомненно встретит гнев Аллаха. Посланник ﷺ сказал: «Кто отошёл на пядь от общины и умер, тот умер смертью джахилии», – а также: «Кто отошёл на пядь от общины, тот вышел против Ислама».

4 – Побуждение Имама к справедливости и дарование ему высокой степени (перед Аллахом). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый любимый из людей для Аллаха в Судный день и самый близкий из них к Нему – это справедливый правитель». Также: «День справедливого Имама лучше шестидесяти лет поклонения». Справедливый Имам – один из семи, «кто будет укрыт в тени Аллаха в День, когда больше не будет иной тени», и один из трёх «у которых нет между молитвами и Аллахом завесы (преграды)». Посланник ﷺ назвал Имама щитом: «Имам – это щит, за которым сражаются и которым защищаются».

5 – Обязанность Уммы наставлять халифа, даже ценой своей жизни на этом пути. Посланник ﷺ сказал: «Религия – это искреннее наставление». Его спросили: «Перед кем, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Перед Аллахом, Его писанием, Его Посланником, перед мусульманскими правителями, учёными и простыми мусульманами». Также он ﷺ сказал: «Лучший джихад – это слово истины несправедливому правителю и притесняющему амиру». «Самый лучший шахид – это Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который, стоя перед несправедливым правителем, приказывал ему одобряемое и запрещал порицаемое и был убит им за это».

Не существует никаких сомнений в том, что Пророк ﷺ осуществлял политическую власть, которую может осуществлять только правитель и командир: решения споров между людьми во всех жизненных делах, установление границ, назначение валиев и судей, мобилизация и командование армиями, заключение договоров и любая другая деятельность, связанная с внутренней и внешней политикой государства – всё это указывает всем мусульманам, следующим за Посланником Аллаха ﷺ, на необходимость руководствоваться Сунной Пророка ﷺ, и претворить в жизнь Исламское Государство – это фард для мусульман. Аллах Тааля сказал:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7),

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36)

В Исламской Умме никогда не существовало разногласий вокруг необходимости Халифата, а если и были споры, то только вокруг личности халифа, кто именно является халифом. С точки зрения учёных, власть над делами людей, т.е. Халифат, – это одна из самых великих обязательств в этой религии и мать всех фардов, т.к. претворить религию можно только посредством Халифата, и это и есть смысл правила «То, без чего невозможно выполнить обязательное, является обязательным». А сохранение религии и упорядочивание жизни согласно ей без Халифата неосуществимо. Передано таватуром единодушие (иджма) сподвижников Посланника ﷺ, да будет доволен ими Аллах, в том, что они сторонились на какой-либо промежуток времени допускать отсутствие халифа и предпочли выбор халифа самому важному делу – захоронению Посланника ﷺ. Таким же образом существует иджма на том, что мусульманам не допускается наличие двух Имамов одновременно во всём мире, ни союзных между собой, ни разрозненных, ни в разных местах, ни в одном месте. Как Умме не дозволено жить без халифа, так же запрещено и наличие более одного халифа.

Таковы истинные составляющие единства Исламской Уммы: единая акъыда, единая система и реальное претворение в жизнь этой акъыды и этой системы. Это ясно, очевидно и понятно для любого мусульманина, читающего Книгу Аллаха, хадисы Посланника ﷺ и руководствующегося ими.

Абдуллах Абдуррахман
«Ар-Рая» №87
15 Шавваля 1437 г.х.
20.07.2016 г.

 

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню