Исламская Умма – умма единая. Аллах Тааля сказал:
إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ
«Поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!» (21:92),
وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ
«И, поистине, этот ваш народ – народ единый, и Я – ваш Господь, побойтесь же Меня»! (23:52)
Ислам сделал всех верующих братьями. Аллах, Субханаху, сказал:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ
«Воистину, верующие – братья» (49:10)
Эта Умма – наилучшая, т.к. она обладает лучшей акъыдой (доктриной) и лучшей системой (низам), как и обретает единство благодаря единству этой акъыды и единству этой системы. Аллах Тааля сказал:
كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (03:110)
Исламская Умма основана на вере в Аллаха, приказе одобряемого и запрете порицаемого, чем являются приказы и запреты Аллаха Тааля, т.е. на исламской акъыде и исламской системе, истекающей из этой акъыды. Так, вера – это акъыда, а приказы и запреты Аллаха – это система, истекающая из этой акъыды. Таковы истинные составляющие Исламской Уммы.
Ислам сделал единой эту Умму, сделав едиными её составляющие, т.е. акъыда Уммы и её система – едины.
Ислам обязал эту Умму акъыдой, олицетворяющей из себя всеобъемлющий взгляд на вселенную, человека и жизнь и дающей истинную картину мировоззрения, и сделал эту идею предельно ясной и чётко изложенной, не вызывающей никаких споров вокруг доказательств, которые указывают на данную идею. Всевышний Аллах сказал:
وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلالا بَعِيداً
«А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (04:136)
Помимо этого, Ислам сделал как акъыду, так и её доказательства категоричными, которые берутся только из неоспоримо достоверного (йакын) и в которых нет ни малейших некатегоричных (занний) доказательств. Мусульманину запрещено считать акъыдой то, что не имеет категоричных доказательств. Аллах говорит:
فَوَرَبِّ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ إِنَّهُ لَحَقٌّ مِثْلَ مَا أَنَّكُمْ تَنْطِقُونَ
«Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи» (51:23)
Ислам, обязав Умму данной категоричной и неоспоримой идеей, обязал ей быть единой, держаться этой идеи и не расходиться в ней. Аллах, Субханаху, сказал:
وَلا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (03:105)
Перейдём к системе, истекающей из этой акъыды. Здесь Ислам сделал единым источник, из которого берётся эта система, и, таким образом, он объединил как взгляд на жизнь и цель жизни, так и метод, с помощью которого эти взгляд и цель станут осуществимы в реальной жизни.
Так, источник, из которого выходит система, разъяснён Исламом без малейшей неясности и какой-либо двусмысленности – это откровение от Всевышнего Аллаха (вахй), т.е. Книга и Сунна – потому что только они являются откровением, как сказал об этом Аллах:
وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَى * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» (53: 3,4),
وَما آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые, вы не собьётесь с прямого пути! Это – Книга Аллаха и Сунна Его Посланника». Поэтому Книга и Сунна, а также то, на что они указывают, а именно – единодушное согласие сподвижников (иджма) и аналогия (кыяс) – это категоричные доказательства, которые объединяют Умму и выступают стержнем её единства в целом во все времена.
Взгляд на жизнь, в свою очередь, предельно ясен, даже если нет определённых указателей на это, ведь Ислам изображает жизнь как дозволенное (халял) и запретное (харам) – каждая вещь и каждый поступок в этой жизни либо являются дозволенным, либо – запретным. Халял совершается, а от харама воздерживаются. Мусульманин, если идёт на какой-либо поступок или же воздерживается от него, то только на основе того, каким он видит данный поступок – дозволенным или же запретным. Это и есть взгляд мусульманина на жизнь, это – мерило его дел, на которых он взвешивает все поступки, будь то большие или же мелкие дела.
Смысл жизни, в свою очередь, ещё более ясен – ведь руководство мерилом дел и поступков – халялом и харамом – происходит только с целью обрести довольство Аллаха, желая получить от Него вознаграждение и страшась Его наказания. Тот, кто указывает на то, что является дозволенным, а что – запретным, – это только Аллах Тааля. Он наградит того, кем доволен, и накажет того, на кого разгневан. А поэтому обретение довольства Аллаха – это истинная цель жизни. Это – наивысшая цель и счастье в этой жизни. Аллах, Субханаху, сказал:
وَمَا لأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى، إِلا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الأَعْلَى
«И всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (92:19,20)
В итоге, исламский взгляд на единство Уммы заключается в следующем: Исламская Умма едина в вере во Всевышнего Аллаха, едина в подчинении Ему, Субханаху, однако это единство не является формальным и не является теоретическим, а напротив – оно практическое, которое имеет метод своего осуществления и законы Шариата, неразрывно связанные с ним.
Ислам видит, что его система претворяется как верующим индивидуумом, ведомым своей богобоязненностью (такъва), так и справедливым государством, ведомым чувствами общества при взаимной поддержке Уммы и правителя посредством приказа одобряемого и запрета порицаемого и посредством власти государства.
Выходит, что путь, с помощью которого исламский взгляд на жизнь и цель жизни становятся осуществимыми, – это богобоязненность человека на уровне индивидуума и власть государства на уровне социума, т.е. духовная власть (духовная мотивация) и политическая власть вместе. Ислам сделал единым взгляд на эти вещи и чётко разъяснил их, указав, что такъва – это основа превосходства людей между собой, независимо от их расы. Аллах Тааля сказал:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (49:13)
Посланник ﷺ сказал: «Нет никакого превосходства арабов над неарабами, неарабов над арабами, красных над чёрными, чёрных над красными, кроме как в богобоязненности». И когда в людях появляется богобоязненность, то появляется духовная мотивация – самая сильная мотивация, благодаря которой дисциплинированность в поступках мусульманина становится естественным делом, а его строгое соблюдение шариатского решения – неотъемлемой чертой. Аллах сказал:
وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ
«И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32)
Такова духовная власть (духовная мотивация), а что касается политической власти, т.е. правления, то Ислам неразрывно связал её с Кораном, и это предельно очевидно…
(С дозволения Аллаха, продолжение следует)
«Ар-Рая» №86
Абдуллах Абдуррахман
8 Шавваля 1437 г.х.
13.07.2016 г.