«План нации» в ОАЭ, направленный на то, чтобы стать лучшей страной в мире к её столетию в 2071 году, включает четыре основные цели:
1) Создание гибкого правительства с сознательным руководством, обладающим чётким видением дальнейшей политики, ищущим счастье для своего народа и посылающим положительные сообщения всему миру.
2) Увеличение инвестиций в сферу образования, чтобы сосредоточить внимание на науках и передовых технологиях, укрепить нравственные ценности и профессионализм в учебных заведениях, а также выпускать интеллектуалов на опыте развитых стран.
3) Создание многоотраслевой экономики, основанной на знаниях, которая будет конкурировать с ведущими экономиками мира.
4) Укрепление толерантности, единства и взаимоуважения в обществе.
Нет никаких сомнений в том, что каждый народ стремится быть лучшим во всём, получить абсолютное счастье и жить хорошо, а также стремится ко всему, что диктует человеческая природа. Тем не менее, этих желаний невозможно достичь, лишь написав их на бумаге, или громко заявив о них, или даже поместив их в повестку дня правительственных собраний. Между мечтами и достижением целей есть огромная разница. Обратите внимание на то, как Аллах ответил иудеям и христианам, которые заявили, что только они войдут в Рай:
وَقَالُوا لَن يَدْخُلَ الْجَنَّةَ إِلَّا مَن كَانَ هُودًا أَوْ نَصَارَىٰ تِلْكَ أَمَانِيُّهُمْ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
«Они сказали: «Не войдёт в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (2:111).
В Коране не опровергаются их мечты, однако от них требуются доказательства того, каким образом они достигнут желаемого. Затем Всевышний Аллах обращается ко всем мусульманам:
لَّيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلَا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ مَن يَعْمَلْ سُوءًا يُجْزَ بِهِ وَلَا يَجِدْ لَهُ مِن دُونِ اللَّهِ وَلِيًّا وَلَا نَصِيرًا
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдёт для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (4:123).
В Коране также упоминается, что ради достижения благополучия необходимо наличие метода и следование этому методу:
وَأَن لَّوِ اسْتَقَامُوا عَلَى الطَّرِيقَةِ لَأَسْقَيْنَاهُم مَّاءً غَدَقًا
«Если бы они устояли на прямом пути, то Мы напоили бы их водой вволю» (72:16).
Метод — это совокупность действий, которые подкреплены не мечтами и желаниями, а идеей о человеке, находящийся в центре рассмотрения, жизни, которую проживает человек, и Вселенной — источника инструментов, посредством которых достигается желаемое. Несмотря на то, что достижение какой-либо видимой цели нуждается только в наличии метода и плана, однако, каждый раз, когда изменяются планы и растут амбиции, путь к достижению цели усложняется. А поэтому необходимо, чтобы каждый метод достижения какой-либо цели опирался на ясную идею, разъясняющую этот метод.
Самое главное из всего этого — чтобы идея, на которой основывается метод достижения целей и желаний, занимала место убеждений и веры в народе, который стремится к выполнению поставленных задач. Так метод всего этого не подвергнется спорам и изменениям, как и не будет мнением лишь одного мечтателя. Вера — это основа идеи, из которой вытекает метод, и она не менее важна, чем разъяснение самого метода. Временные и постоянные цели, к которым стремится человек, так же являются частью акъыды, и они так же не должны стать мишенью противоречий и изменений.
Возвращаясь к «Плану нации в ОАЭ», можно сказать, что это — видение одной или двух личностей, как об этом говорил эмир Дубая, который отнёс этот план к наследному принцу страны. Каково будет положение страны спустя 100 лет после основания — это не вопрос видений, представлений и желаний, а вопрос метода, который был составлен исходя из пригодной идеи. Мы не хотим входить в прения относительно серьёзности «Плана нации» с точки зрения времени, поскольку даже передовые страны, способные анализировать, обладающие ресурсами и возможностями, расчерчивают свои планы максимум на пять лет. И несмотря на это, всё равно они вынуждены вносить поправки, отсрочки или вовсе от чего-либо отказываться.
Мы хотим рассмотреть этот план под другим углом, и это — основа, из который вытекают мысли, образующие метод и определяющие цели и задачи.
Реальность «Плана нации 2071» и цели, озвученные в нём, указывают на то, что он не опирается на какую-либо всеобъемлющую идею о человеке, жизни и Вселенной. Всё, что известно об идеях этого плана — это то, что он исходит от «дальновидного» правителя Дубая и наследного принца. Однако что за идея лежит в его основе? На что она опирается? И какие доказательства имеет под собой? Нам ничего не известно об этом… Идеи, из которых вытекают ясные методы и цели, должны быть реальными, на которых базируются идеологии, а не философскими желаниями. Капитализм с демократией и социализм с коммунизмом — это идеи, которые стали основами идеологий, из них вытекают ясные методы и возможные результаты. Когда коммунизм определил диалектический и исторический материализм, сделал классовую борьбу методом достижения изменений в обществе, предоставил экономике власть над политикой, а материи — над разумом, когда право собственности было предоставлено обществу, — после всего этого можно предположить, к чему придёт такое общество. Социалистическое общество полностью сформировано на том, к чему приводит метод социализма: однородное общество, которое живёт в автоматическом режиме и медленно двигается из-за отсутствия мотивации к частной собственности, а также живёт под жёстким контролем из-за подавления некоторых инстинктов.
Таким же образом функционируют капиталистические общества, которые сформировались на идеях Адама Смита и Давида Рикардо, на идее гражданского общества Жан-Жака Руссо и Вольтера. На основе этих идей появилось либеральное общество, в котором распространились идеи о различных свободах. В людях по новой забила ключом энергия в производстве и конкуренции. Жизнь приобрела разнообразие, заработало колесо промышленности и творчества. Но, с другой стороны, замедлилось человеческое развитие по причине корысти и получения временных наслаждений, а некоторые народы вовсе оказались на грани исчезновения.
Ислам так же предлагает человечеству ясную идею, формирующую идеологию. Эта идеология разъясняет человеку отношение к самому себе, к своей жизни, ко Вселенной и к Создателю всего этого, основываясь на озаряющем мышлении. Затем он разъясняет принявшему эту идеологию цель жизни в этом мире и метод достижения этой цели, разъясняет смысл счастья и ответственность человека за себя, за других и за всю Вселенную, поскольку он является наместником на земле. Соответственно, исламское общество основывается на идеологии Ислама, которая устанавливает среди людей связь на основе акъыды. Тогда в тигле Ислама расплавляются различные национальности и этнические группы, между людьми исчезает классовое различие и появляется энергия в творчестве без проявления высокомерия и роскоши. Богатство распределяется естественным образом так, что в исламском обществе исчезает бедность. Между потребностями людей и потребностями общества устанавливается беспрецедентный баланс. Исламское общество растёт точно так, как это было описано, основываясь на вере, исламской идее и акъыде, а также на исламском методе.
Так формируются общества и их дальнейшие действия, основываясь на ясном методе, вытекающем из идеи. Это и есть закон Вселенной. Всевышний Аллах говорит:
ثُمَّ جَعَلْنَاكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٍ مِّنَ الْأَمْرِ فَاتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَ الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18),
سُنَّةَ اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلُ وَلَن تَجِدَ لِسُنَّةِ اللَّهِ تَبْدِيلًا
«Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдёшь замены установлению Аллаха» (48:23).
Что касается видения Мухаммада ибн Рашида, то это — мнение одной личности, какой бы она ни была смышлёной. Его мнение не опирается на идею, формирующую идеологию, и его цели и задачи не вытекают из этой идеи. Это мнение не основано ни на идеологии Ислама, ни на марксистском или ленинском коммунизме, ни на капитализме Смита или МакКинзи. Согласно вышесказанному, «План нации 2071» является не более чем темой сочинения в литературном стиле, которое возбуждает чувства людей и удовлетворяет их гордость.
Об этом плане правителя ОАЭ можно рассуждать и под другими углами. Можно говорить о независимости страны от Британии — осуществилась ли она? Можно рассуждать о Дубае — это его естественное состояние или искусственное? Можно говорить о реальной экономике — основана ли она на нефти или банковских услугах? А также можно говорить о многом другом в этой стране… Однако мы в этой статье рассмотрели этот план с точки зрения идеи и метода. Возможно, народ осознает причины развития, чтобы эти высокие здания не обрушились на головы своих хозяев. Всевышний Аллах говорит:
قَدْ مَكَرَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَأَتَى اللَّهُ بُنْيَانَهُم مِّنَ الْقَوَاعِدِ فَخَرَّ عَلَيْهِمُ السَّقْفُ مِن فَوْقِهِمْ
«Козни строили ещё те, которые жили до них, но Аллах разрушил основание их строения. Крыша обрушилась на них сверху» (16:26).
Газета «Ар-Рая»
Мухаммад аль-Джайляни
29 Раджаба 1438 г.х.
26.04.2017 г.