20
Чт, фев

Суть секуляризма и хукм Ислама в отношении него

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Некоторые пытаются представить секуляризм в лучшем свете, говоря, что это система, которая гарантирует равноправие, что люди, живущие в её сени, живут в почтении. Также они настаивают на том, что секуляризм не противоречит религии, отсюда называя себя светскими мусульманами!

Что такое секуляризм и каков взгляд Ислама на него?

Познание любого термина возвращается к тем, кто его выдвинул, чтобы никому не приходило на ум претендовать на трактовку термина по личному усмотрению и желанию. Поэтому мы будем опираться на определения термина «секуляризм» в словарях секуляристов, которые на правах основателей данного слова и явления больше других осведомлены в его сути.

К примеру, «Британская энциклопедия» о секуляризме гласит следующее: «Это социальное движение, которое стремится отвлечь людей и направить их от заботы о будущей жизни к заботе об этом мире». «Оксфордский словарь» разъясняет секуляризм таким образом: «Мирское или материальное не относится к религии или духовности подобно нерелигиозному образованию, искусству, нерелигиозной музыке, нерелигиозной власти. Правление несовместимо с Церковью». «Третий новый международный словарь английского языка Вебстера» говорит, что секуляризм — это «вектор жизни или любого частного вопроса, который основан на принципе, что религия или религиозные соображения не должны вмешиваться в правление. Иными словами, данные религиозные соображения должны быть преднамеренно исключены, чтобы «политика в правительстве была исключительно нерелигиозной».

Британский востоковед Джон Артур Арберри в своей книге «Религия на Ближнем Востоке» пишет: «Научный материализм, гуманизм, натурализм и позитивизм — всё это формы нерелигиозности, а нерелигиозность является отличительной чертой Европы и Америки, и хотя её проявления присутствуют на Ближнем Востоке, она не приняла какого-либо конкретного философского или литературного характера, и её основной моделью является отделение религии от государства в Турецкой Республике».

Примечательным является то, что в трудах современников мусульманского происхождения определение секуляризма ограничивается «отделением религии от государства». Фактически, подобное определение не отражает правильного и полного значения секуляризма, применяемого к отдельным лицам и их поведению, которые могут не иметь прямого отношения к государству. Поэтому правильным будет сказать, что секуляризм означает отделение религии от жизни(!), поскольку секуляризм означает налаживание жизни не на религии — как на государственном уровне, так и в обществе. Мы прояснили реальность и суть секуляризма. Каков же хукм (решение) Ислама в отношении секуляризма?

Секуляризм означает правление не по тому, что ниспослал Аллах, иными словами, строить жизнь не согласно религии. Следовательно, это невежественная (джахилийская) система, которой нет места рядом с Исламом. Невежество не является конкретным периодом времени, а, скорее, является атрибутом, свойственным каждой нации или поколению, которые идут против послушания Аллаху и Его Шариату в пользу послушания своим господам и закону прихотей и желаний. Ат-Табарани передал в «Аль-Муъджам аль-Кабир» от Ибн Аббаса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَبْغَضُ النَّاسِ إِلَى اللهِ مُبْتَغٍ فِي الْإِسْلَامِ سُنَّةَ الْجَاهِلِيَّةِ

«Самым ненавистным для Аллаха из людей является человек, стремящийся к сохранению законов (сунны) джахилии в Исламе».

Из данного хадиса следует, что невежество является не историческим периодом, а качеством, присущим всем, кто правит не по тому, что ниспослал Аллах. Мусульманину велено повиноваться Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) во всех жизненных делах. Это истолковал имам Ибн Касир в тафсире аята:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними…» (4:65), —

сказав: «Всевышний Аллах клянётся Собой, что никто не уверует, пока Посланник Аллаха (с.а.с.) не станет судьёй во всех вопросах, и данному судейству (правлению) следует подчиняться тайно и явно, о чём говорится в продолжении аята:

ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا

«…и пока не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65), —

то есть, если они избрали тебя (Посланника) судьёй, то они подчиняются твоему решению всем сердцем и не находят в себе смущения от того, что ты выступил судьёй, покоряясь всецело без возражений и споров».

У некоторых закрадывается сомнение на интуитивном уровне, что секуляризм не имеет ничего общего с Исламом и находится в противоречии с ним. Отсюда существует выражение, что демократический секуляризм не отрицает существование Бога и не возражает против совершения ритуалов поклонения. Некоторые секуляристы произносят слова шахады, совершают намаз и хадж, держат пост. Как же тогда мы называем их невежественными?! Те, кто допускает подобные высказывания, не осознают истинной исламской акъыды — того факта, что нет иного божества (достойного подчинения и поклонения) кроме Аллаха и что Мухаммад (с.а.с.) является Посланником Аллаха («ля иляха иллялах, Мухаммадан Расулюллах»). Они также не осознают истинной сути секуляризма, это в лучшем случае.

Возможно, история и тернистый путь исламского призыва смогут пролить свет и повести тех, кто высказывает подобное подозрение. Пусть эти люди ответят, переносил ли Посланник (с.а.с.) со своими благородными сахабами (р.а.) лишения, тяготы, войну и джихад в течение двадцати трёх непрерывных лет? Разве Священный Коран ниспосылался лишь для того, чтобы джахили ограничились шахадой и ритуалами?! В чём разница между словами курайшитов: «О Мухаммад, давай год поклоняться нашим богам, а год — твоему Богу», — и словами секуляристов: «В мечети мы поклоняемся Аллаху, а в правительстве и парламенте подчиняемся другим»?! Имеется ли тут параллель между джахилией и секуляризмом?!

Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (2:208).

Имеется в виду всецелое принятие Ислама вместе с его системой и нормами.

И в заключение хочется отметить, что секуляризм, как и демократия, является системой неверия, которая запрещена Исламом (харам) к претворению и распространению.

 

 

Газета «Ар-Рая»
Ибрахим Усман (Абу Халиль)
Официальный представитель Хизб ут-Тахрир в Судане
01.01.2020

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая