Дар уль-Ислям и Дар уль-куфр — шариатские постановления и устойчивые политические концепции
Дар уль-Ислям — это территория, на которой претворяются законы Шариата во всех аспектах жизни и в правлении. Также безопасность данной территории обеспечивается Исламом, даже если большинство жителей являются немусульманами.
Дар уль-куфр — это территория, на которой претворяются законы неверия и безопасность которой обеспечивается куфром (неверием), даже если большинство жителей являются мусульманами. Определяющим фактором для территории Дар уль-Ислям или Дар уль-куфр являются два фактора — претворяемые законы и безопасность, религия жителей не имеет к ним отношения.
Чтобы территория считалась Дар уль-Ислям, она должна соответствовать двум критериям: первый — правление по законам Ислама согласно словам Всевышнего Аллаха:
فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنزلَ اللَّهُ وَلا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ عَمَّا جَاءَكَ مِنَ الْحَقِّ
«Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48).
Второй — безопасность должна обеспечиваться исключительно мусульманами. Таким образом, правление происходит на основе Ислама, внутренняя и внешняя безопасность обеспечивается мусульманами, т.е. властью Ислама. Сказал Всевышний Аллах:
وَلَنْ يَجْعَلَ اللَّهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
Если власть и безопасность находятся в руках неверующих, то это представляет собой самую большую опасность для мусульман, и такое положение Аллах запретил для нас.
Посланник Аллаха ﷺ, наставляя командующего войском, сказал:
ادْعُهُمْ إِلَى الْإِسْلَامِ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ، وَكُفَّ عَنْهُمْ ثُمَّ ادْعُهُمْ إِلَى التَّحَوُّلِ مِنْ دَارِهِمْ إِلَى دَارِ الْمُهَاجِرِينَ فَإِنْ أَجَابُوكَ فَاقْبَلْ مِنْهُمْ، وَأَخْبِرْهُمْ أَنَّهُمْ إِنْ فَعَلُوا أَنَّ لَهُمْ مَا لِلْمُهَاجِرِينَ وَعَلَيْهِمْ مَا عَلَى الْمُهَاجِرِينَ
«Призови их к Исламу, и если они внемлют твоему призыву, согласись с их выбором. Затем призови их перебраться из их земель в земли переселенцев (мухаджиров) (т.е. в Медину) и сообщи им, что в случае их согласия у них будут такие же права и обязанности, как и у (первых) мухаджиров» (Муслим).
Смысл слов Пророка ﷺ заключается в том, что если те люди не переселятся, то их права и обязанности будут отличаться от тех, кто переселился. То есть законы отличаются для переселившихся и тех, кто остался на своём прежнем месте. Земля мухаджиров (Медина) во время Пророка ﷺ была землёй Дар уль-Ислям, поскольку в ней присутствовали эти два условия — претворялись законы Ислама и безопасность обеспечивалась мусульманами, а все остальные территории, где отсутствует хотя бы одно из этих условий, являются Дар аль-куфр.
С установлением Исламского Государства в лучезарной Медине мир разделился на две части — Дар уль-Ислям и Дар уль-куфр. В мединском документе (Конституция Исламского Государства), написанном Пророком ﷺ, упоминается:
هَذَا كِتَابٌ مِنْ مُحَمّدٍ النّبِيّ، بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ مِنْ قُرَيْشٍ وَيَثْرِبَ، وَمَنْ تَبِعَهُمْ فَلَحِقَ بِهِمْ وَجَاهَدَ مَعَهُمْ، أنّهُمْ أُمّةٌ وَاحِدَةٌ مِنْ دُونِ النّاسِ
«Это договор от Пророка Мухаммада между верующими из числа курайшитов, Ясриба и теми, кто последовал и примкнул к ним и сражался вместе с ними, что они — единая Умма помимо остальных людей». Посланник Аллаха ﷺ поставил всех мусульман по одну сторону, описав их как единую Умму. И все, кто последует и будет сражаться вместе с ними, причисляются к этой Умме. А остальных Посланник Аллаха ﷺ поставил по другую сторону — Дар уль-куфр или Дар уль-харб.
Важность разъяснения того, что является Дар уль-Ислям, а что — Дар уль-куфр, относится к шариатскому постановлению, и это устойчивое политическое понятие. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 29 говорится: «Относительно страны или нескольких стран, приносящих халифу присягу на заключение, имеются следующие условия:
1. Власть в этой стране должна быть суверенной, опирающейся исключительно на мусульман, а не на какое-либо кяфирское (неверное) государство.
2. Внутренняя и внешняя безопасность мусульман в этой стране должна обеспечиваться безопасностью Ислама, а не безопасностью куфра (неверия). Что касается присяги на повиновение от других стран, то их эти условия не касаются».
Мухаммад Салих
12 Мухаррама 1444 г.х.
10 августа 2022 г.