28
Ср, сен

В рамках конституции государства Халифат. Статья 25 и 28

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Халифат — это договор по обоюдному согласию и выбору

В этом договоре нет места давлению или принуждению

Присяга на избрание халифа — это договор по обоюдному согласию и выбору. Никто не может занять пост халифа без присяги. Неправильно говорить, что Халифат — это божественное положение, подобное пророчеству, и что Сам Аллах назначил халифов и сделал их безгрешными, как утверждается в шиитской имамитской концепции. Также неправильно говорить, что узурпация — это один из методов достижения власти, что правитель узурпирует власть над Уммой и берёт Халифат силой, как об этом сказали некоторые факихи в своих фетвах относительно правителей-узурпаторов.

Утверждение о том, что Посланник Аллаха ﷺ определил конкретного человека, который будет халифом после него, или что назначил людей, которые будут халифами после него до Судного дня, полностью противоречит исламским текстам. Неправильность этого утверждения очевидна, поскольку оно противоречит текстам о присяге. Когда халиф известен, нет необходимости в присяге на избрание халифа при том, что присяга является шариатским методом назначения халифа. Точно так же есть ясные тексты о том, что Посланник Аллаха ﷺ не назначал никого своим преемником, то есть он не оговаривал, что конкретное лицо будет его преемником. Сообщается, что Ибн Умар (р.а.) сказал:

قِيلَ لِعُمَرَ: أَلَا تَسْتَخْلِفُ؟ قَالَ: إِنْ أَسْتَخْلِفْ، فَقَدِ اسْتَخْلَفَ مَنْ هُوَ خَيْرٌ مِنِّي أَبُو بَكْرٍ، وَإِنْ أَتْرُكْ، فَقَدْ تَرَكَ مَنْ هُوَ خَيْرٌ مِنِّي رَسُولُ اللَّهِ ﷺ

«Однажды Умара спросили: «Не назначишь ли ты преемника себе?», — на что он сказал: «Если я назначу его, то так поступил и тот, кто был лучше меня, а именно — Абу Бакр, и если я не сделаю этого, то отказывался от этого и тот, кто был лучше меня, а именно — Посланник Аллаха » (Бухари).

Из этого текста становится ясно, что Посланник Аллаха ﷺ не назначил после себя преемника. К тому же, так называемое «назначение Умара преемником Абу Бакра» на самом деле было выдвижением кандидатуры на пост халифа, а не назначением.

Присяга на избрание халифа — это договор по обоюдному согласию и выбору, и в этом договоре не должно быть принуждения ни в адрес того, кто принимает присягу, ни в адрес тех, кто даёт присягу. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ وَضَعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسيَانَ وَمَا استُكْرِهُوا عَلَيْهِ

«Поистине, Аллах простил моей Умме ошибки, забывчивость и всё, к чему она была принуждена» (Ибн Маджа).

Хадис включает в себя все договоры, в том числе — договор на избрание халифа. Этот договор не может быть заключён под принуждением, как и другие договоры, а может быть заключён только путём согласия с двух сторон, как это положено в любых договорах. Если кто-то объявил себя халифом без присяги со стороны тех, кто выбирает халифа, тогда этот человек не может считаться халифом. Пост халифа может быть занят только после присяги по выбору и согласию, в ином случае — нет. Если присяга была взята под принуждением, тогда он не считается халифом, поскольку процесс избрания халифа был нарушен.

Что же касается присяги на подчинение избранному халифу, то даже намёк на неподчинение позволяет принудить человека к этой присяге. Когда присяга на избрание халифа была дана Али ибн Абу Талибу (р.а.), то избранный халиф настоял на том, чтобы Муавия присягнул ему на подчинение, как это сделали и остальные люди. Также он заставил принести присягу на подчинение Тальху и аз-Зубайра. При этом никто из сподвижников не возразил против действий Али. Отсюда мы понимаем, что сподвижники были единогласны относительно дозволенности принуждения людей к присяге на подчинение. Но в присяге на избрание халифа запрещено любое принуждение. Это детально поясняется в книге «Проект Конституции государства Халифат», изданной Хизб ут-Тахрир. В 25 статье пишется: «Заключение Халифата — это договор по обоюдному согласию и выбору. Никто не может быть принуждён к принятию поста халифа, и никто не принуждается в своём выборе того, кто принимает этот пост». В 28 статье пишется: «Никто не может стать халифом без назначения его на этот пост мусульманами. Равно как и то, что никто не может обладать полномочиями халифа без заключения договора на принятие поста халифа в соответствии с Шариатом, как это имеет место с любым другим договором в Исламе».

 

Мухаммад Салих
5 Мухаррама 1444 г.х.
03.08.2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая