Ислам обеспечивает основные потребности каждого человека, такие как еда, одежда и жильё. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ لابْنِ آدَمَ حَقٌّ فِي سِوَى هَذِهِ الْخِصَالِ: بَيْتٌ يَسْكُنُهُ، وَثَوْبٌ يُوَارِي عَوْرَتَهُ، وَجِلْفُ الْخُبْزِ وَالْمَاءِ
«Не имеет сын Адама права ни на что иное, кроме дома, чтобы жить, и одежды, чтобы прикрыть то, что не следует видеть другим, а также куска хлеба и воды» (Тирмизи).
Этот хадис указывает на то, что основными потребностями человека считаются еда, одежда и жильё, а все остальные потребности, которые выходят за эти рамки, не считаются основными. Удовлетворение основных потребностей человека должно быть в меру достаточности. Всевышний Аллах сказал:
وَعلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَلَهُنَّ عَلَيْكُمْ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Их правом над вами является их пропитание и одеяние на разумных условиях» (Муслим).
Касательно слов «на разумных условиях», то есть согласно тому стандарту, который привычен в той или иной местности или среди общества, в котором проживает человек.
Таким образом, Ислам обязал государство удовлетворять потребности своего населения, а также обеспечивать безопасность, лечение и образование.
Что касается обеспечения безопасности, то этот вопрос относится к главным обязанностям государства. Оно обязано обеспечивать безопасность и спокойствие для населения. Более того, государство теряет возможность существования, если оказывается неспособным сохранять свою безопасность. Поэтому в отношении Дар уль-Ислям имеется условие, чтобы государство было способным сохранять свою безопасность своими силами. Ибн Исхак передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал своим сподвижникам в Мекке:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ جَعَلَ لَكُمْ إِخْوَاناً وَدَاراً تَأْمَنُونَ بِهَا
«Поистине, Аллах дал вам братьев и землю, в которой вы найдёте безопасность».
Также ансары встретили Посланника Аллаха ﷺ и Абу Бакра, со словами:
انْطَلِقَا آمِنَيْنِ مُطَاعَيْنِ
«Входите, будучи в безопасности, и вам принадлежит подчинение» (Ахмад).
Что касается здравоохранения и медицины, то это так же входит в обязанности государства. Передаётся, что Джабир сказал:
بَعَثَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، إِلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ طَبِيباً فَقَطَعَ مِنْهُ عِرْقاً ثُمَّ كَوَاهُ عَلَيْهِ
«Посланник Аллаха ﷺ отправил к Убайю ибн Кабу лекаря, который надрезал ему вену, а затем прижёг её» (Муслим).
Зайд ибн Аслям передал, что его отец сказал:
مَرِضْتُ فِي زَمَانِ عُمَرَ بِنَ الْخَطَّابِ مَرَضاً شَدِيداً فَدَعَا لِي عُمَرُ طَبِيباً فَحَمَانِي حَتَّى كُنْتُ أَمُصُّ النَّوَاةَ مِنْ شِدَّةِ الْحِمْيَةِ
«Я очень сильно заболел во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, и тогда Умар вызвал мне врача, который посадил меня на такую диету, что я обсасывал косточки от её строгости» (привёл Хаким в «Аль-Мустадрак»).
Что касается образования, то Посланник Аллаха ﷺ предложил пленникам, взятым в битве при Бадре, в качестве выкупа обучить грамоте десятерых мусульман. Возмещение за выкуп относится к трофеям, а трофеи относятся к имуществу всех мусульман. Также сподвижники были единогласны в том, чтобы выдавать определённую плату учителям из государственной казны (Байт уль-Маль).
Ислам не ограничил человека только в удовлетворении основных потребностей. Наоборот, Ислам предоставил человеку возможность удовлетворять свои второстепенные потребности и наслаждаться благами жизни на высоком уровне. Всевышний Аллах сказал:
وَلاَ يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْراً لَّهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُواْ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (3:180),
كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ
«Ешьте блага, которыми Мы наделили вас» (2:57),
وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا
«...но не забывай о своей доле в этом мире!» (28:77).
Такой подход к основным проблемам человека предоставляет ему возможность повышать уровень своей жизни. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 125 говорится: «Все основные потребности каждого индивида должны полностью и гарантировано удовлетворяться, как и должна гарантироваться для каждого возможность удовлетворения им своих второстепенных потребностей на максимально возможном высоком уровне».
Мухаммад Салих
19 Мухаррама 1444 г.х.
17 августа 2022 г.