23
Сб, нояб

В рамках конституции государства Халифат. В Халифате никому не дозволяется владеть объектами общественной собственности или эксплуатировать их

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Общественная собственность в Исламе — это достояние, правом обладать которым Законодатель одарил всех мусульман в общем. Аллах разрешил людям пользоваться этими благами, запретив отдельным индивидам присваивать их себе, брать себе в частную собственность. Это достояние состоит из трёх основных видов:

Первый: то, без чего не может обходиться общество, и если для города или группы людей будут недоступны эти блага, то они разойдутся в их поисках. Посланник Аллаха ﷺ в своих словах разъяснил, исходя из качеств объектов, не перечисляя их подряд, что это за вид:

ثَلَاثٌ لَا يُمْنَعْنَ: الْمَاءُ، وَالْكَلَأُ، وَالنَّارُ

«От трёх вещей людей не огораживают: от воды, от пастбищ и от огня» (Ибн Маджа).

Посланник Аллаха ﷺ дозволил некоторым людям владеть водой в Таифе и Хайбаре. Данное разрешение указывает на то, что вода в хадисе рассматривается с точки зрения потребности людей в ней, а не с точки зрения самой воды как таковой. Если рассматривать запрет на сам ресурс, воду, то Посланник Аллаха ﷺ не дозволил бы взятие её в частную собственность.

Второй: восполняемые полезные ископаемые, которые не исчерпываются. Передаётся, что Абъяд ибн Хаммаль сказал:

اسْتَقْطَعْتُ رَسُولَ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، مَعْدِنَ الْمِلْحِ بِمَأْرَبِ فَأَقْطَعَنِيهُ، فَقِيلَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّهُ بِمَنْزَلَةِ الْمَاءَ العَدِّ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَلَا إِذَنْ

«Я попросил Посланника Аллаха выделить мне соляное месторождение в Маърабе, и он выделил его мне. Но затем ему сказали: «Посланник Аллаха! Это соль как нескончаемая вода», — и тогда Посланник Аллаха сказал: «В таком случае — нет» (ан-Насаи).

В этом хадисе месторождение соли уподоблено воде из-за её нескончаемости. Нескончаемые полезные ископаемые являются общественной собственностью, всё равно, являются ли они открытыми, которые добываются без дополнительного труда со стороны людей, как, например, соль, сурьма (порошок для чернения волос), корунд (минералы) и т.п., или же они находятся в недрах земли, добываемые при затрате усилий и с использованием специального оборудования, как месторождения золота, серебра, железа, меди, свинца и т.п., а также являются ли они твёрдыми, как кристалл, или жидкими, как нефть. Учитывая, что соль является нескончаемым полезным ископаемым, Посланник Аллаха ﷺ не дозволил выделить её в частную собственность Абъяду. Отсюда следует, что нескончаемость ресурса является причиной (иллят) запрета передачи в частную собственность. Из этого хадиса становится ясно, что причиной (иллят) запрета выделения месторождения соли выступает не сама соль, а то, что она там была в большом количестве, то есть нескончаема.

Третий: объекты, специфика которых не позволяет быть частной собственностью. Например, дороги, реки, моря, озёра, заливы, проливы, общественные каналы и т.п. А также мечети, государственные школы, больницы, стадионы, приюты и т.п. Данные и им подобные объекты являются общественной собственностью, и индивид не может ими владеть.

Ислам детально разъяснил объекты общественной собственности и вменил государству в ответственность распоряжение и регулирование ими, чтобы каждый гражданин мог пользоваться и извлекать из них для себя пользу. Государство, то есть халиф, определяет форму и способ получения пользы из общественной собственности.

Государство Халифат несёт прямую ответственность за заботу о делах людей, сохранение общественной собственности входит в обязанность государства. Сохранение подразумевает под собой защиту от посягательств, присваивания в частную собственность и предоставления привилегий кому-либо, что именуется приватизацией в капиталистической системе.

В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 140 говорится: «Каждый индивид в народе имеет право пользоваться общественной собственностью, и государству не дозволяется разрешать кому-то, исключая остальной народ, иметь в собственности объекты общественной собственности или эксплуатировать их».

 

Мухаммад Салих
4 Сафара 1444 г.х.
31 августа 2022 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая