Отчёт правителя подразумевает повеление одобряемого и удержание от порицаемого. Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью (фард кифая) является требование отчёта от правителей за их действия.
Не дозволено, чтобы Умма была лишена группы, которая будет выполнять этот фард, невзирая на наличие отдельных индивидов. Если часть мусульман выполнила этот фард, то с остальных спадает грех, но это не означает, что остальные мусульмане должны воздержаться от отчёта и не призывать к нему. Если правитель делает упущение в законах Шариата, то каждый мусульманин обязан отчитывать его, приказывать одобряемое, запрещать порицаемое, удерживать, наставлять и советовать. Передаётся от Умму Саламы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ
«В скором будущем будут правители, которых вы станете призывать к одобряемому и порицать. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…» (Муслим).
Отчёт правителя не противоречит подчинению ему, Шариат предписал подчиняться обладателям власти и приравнял это к подчинению Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ فَإنْ تَنازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ والرَّسُولِ إنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ واليَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وأحْسَنُ تَأْوِيلاً
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ، اتَّقُوا اللَّهَ وَإِنْ أُمِّرَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ حَبَشِيٌّ مُجَدَّعٌ، فَاسْمَعُوا لَهُ وَأَطِيعُوا مَا أَقَامَ لَكُمْ كِتَابَ اللَّهِ
«Если поставят над вами правителем чёрного раба с оторванными частями тела, который будет править вами согласно установлениям Книги Аллаха Всевышнего, слушайте его и повинуйтесь ему» (Тирмизи).
Мусульманин обязан подчиняться правителю, пока он правит по законам Аллаха и пока его решения соответствуют Шариату. Если среди мусульман распространилось разногласие по какому-то вопросу, то мнение правителя устраняет разногласие, и мусульмане обязаны следовать его решению — как открыто, так и тайно. Если же правитель повелевает то, что противоречит Шариату, то нет ему в этом подчинения. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا طَاعَةَ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ، إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ
«Нет подчинения в ослушании Аллаху, подчинение должно быть в дозволенном» (Муслим),
لَا طَاعَةَ لِمَخْلُوقٍ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Нет подчинения сотворённому в ослушании Аллаха Великого и Славного» (Ахмад).
Подчинение правителю основано на том, что он ответственен за претворение Ислама. Отчёт правителя основан на контроле правильности претворения законов Ислама. Если правитель чинит несправедливость или делает упущение в претворении законов Ислама, то Умма обязана исправлять и отчитывать его, при этом подчиняться в благом.
Что касается немусульман, то у них есть право подавать жалобу на несправедливость правителя или на плохое претворение законов Ислама по отношению к ним, если такое наблюдается. Жалоба — это право зиммиев и мусульман. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَإِنِّي لأَرْجُو أَنْ أَلْقَى رَبِّي وَلَيْسَ أَحَدٌ مِنْكُمْ يَطْلُبُنِي بِمَظْلِمَةٍ
«… я желаю встретиться с Аллахом в том положении, когда никто не будет требовать от меня возмещения за несправедливость…» (Тирмизи).
В этом хадисе под словами «никто не будет требовать» имеются в виду как мусульмане, так и немусульмане. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в главе «Система правления» в 20 статье говорится: «Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью (фард кифая) является требование отчёта от правителей за их действия. Немусульмане из числа граждан государства обладают правом подачи жалобы на несправедливость правителя и его неправильное применение законов Ислама по отношению к ним».
Отчёт правителя — это благо для Уммы и её спасение, поскольку посредством отчёта она предотвращает несправедливость правителя или его неспособность заботиться о делах граждан. Тот, кто был убит, отчитывая правителя, приравнивает к Хамзе, господину шахидов. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ المُطَّلِبِ، ورجلٌ قام إلى إمامٍ جَائِرٍ فأمرَهُ ونَهاهُ، فَقَتَلهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который встал перед несправедливым правителем, приказывая и запрещая, и был им убит» (Хаким).
Мухаммад Салих
30 Зуль-хиджа 1443 г.х.
29 июня 2022 г.