Всевышний Аллах установил законы религии. Выполнение и соблюдение этих законов со стороны мусульман считается подчинением и поклонением. С другой стороны, эти законы ведут человека по прямому пути в этом мире и упорядочивают его жизнь.
Таким образом, законы Шариата — это прямой путь. Аллах говорит:
وَأَنَّ هَٰذَا صِرَٰطِي مُسۡتَقِيمٗا فَٱتَّبِعُوهُۖ
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему» (6:153).
Отступление от этого пути, будет считаться отклонением. А у отклонения есть свои последствия. Аллах назвал Свои законы границами (худуд). Границы — это принципы, пересечение которых имеет свои последствия, что так же ведёт человека к гордыне, отвержению доводов, деспотизму и погружению во мрак. Аллах говорит:
تِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِ فَلَا تَعۡتَدُوهَاۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ
«Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (2:229).
Следовательно, каждое оставление или игнорирование шариатского закона, несомненно, ведёт к расстройству жизни и лишениям, то есть оказывает прямое воздействие на жизнь человека. Аллах говорит:
وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (2:124).
Когда отсутствует в жизни любой из законов, ниспосланных Аллахом, это имеет прямое последствие. Важно понимать, что исламское общество не состоит из ангелов, а состоит из людей, которые допускают ошибки. Когда ослушание является единичным случаем или проблемой отдельных индивидов, тогда защитным механизмом выступает богобоязненность. Если имело место преступление, тогда она удержит грешника, а наказание не даст ему совершить подобное во второй раз и заставит соблюдать шариатский закон. Другие же применяемые законы ограничат воздействие этого преступления на общество. Иными словами, есть законы, которые, с одной стороны, оберегают, с другой — удерживают, с третьей — принуждают. Проблемы возникают, когда шариатские законы отсутствуют в жизни общества. В таком случае проблема обретает совсем другие масштабы. Посмотрим хотя бы на то, в каком положении оказались мусульмане сегодня. Куда ни глянь, у человека везде сплошные проблемы. Они охватили всю его жизнь со всех сторон. И причина тому — одна: отсутствие в жизни законов Ислама в том смысле, что Ислам перестал служить основой законодательства и норм. Это та потеря, о которой сказал Посланник Аллаха ﷺ:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
«Основы Ислама будут разрушены одна за одной, и каждый раз, как разрушится одна из основ, люди возьмутся за следующую. И первой из них разрушится правление, а последней — молитва» (Ахмад).
На самом деле, в первую очередь было разрушено правление по Исламу, то есть был разрушен Халифат. Правление же является гарантом применения шариатских законов, упорядочивающих жизнь общества во всех сферах, в том числе — в экономике, социальной системе, образовании, системе наказаний, взаимоотношений и поведения. Правитель же является гарантом применения Ислама. Когда рушится власть и правление, тогда не остаётся той стороны, которая гарантировала бы применение шариатских законов. Именно это и наблюдается сегодня. С разрушением исламской системы исчезло и применение шариатских законов. Шариат был заменён другими законами. И всё это имело свои ощутимые последствия в жизни общества так, что жизнь людей стала полна разрушений и лишений.
С разрушением первой основы, как об этом было сказано в хадисе, мусульмане потеряли единство, разделившись на десятки государственных образований. Как следствие, была утеряна сила и огромные богатства из недр исламских земель. Даже когда враг оккупировал или совершал нападение на одну страну, предательство достигало такой степени, что ни одна другая мусульманская страна, несмотря на наличие сильной армии, не оказывала помощь. Даже когда засуха и голод постигали одну мусульманскую страну, соседние мусульманские страны, несмотря на обилие воды и еды у себя, не спешили помогать братьям в беде. Одна страна страдает из-за отсутствия энергетических ресурсов и даже отсутствия электричества, другая соседняя страна изобилует этими ресурсами. Одна страна вынуждена брать в кредит у международных финансовых институтов, открывая двери своей экономики для западного колонизатора, в то время как соседняя страна вкладывает свои избыточные деньги в западные банки. Сплочённость была разрушена, когда мусульманские страны оградились друг от друга колючей проволокой и нарисовали границы, разрезавшие на части одно тело.
Если такие последствия имели место с исчезновением исламского правления, то отсутствие других систем Ислама тоже оказало воздействие на Умму. Все они были заменены тем, что пришло из светского Запада. Всё же, люди так и не смогли ничего хорошего увидеть от претворения этих новых систем, а только бедность, лишения и страдания.
К примеру, на фоне распространения преступности, особенно убийств, люди чувствуют нужду в восстановлении закона о кисасе (воздаяние равным) после того, как в обществе осознали последствия отсутствия этой нормы. Этот принцип вспоминается при виде каждого преступления, поскольку человек не находит сдерживающего фактора в современных системах наказаний при том, что проблема преступности с каждым днём усугубляется. Нынешние законы и наказания никак не сдерживают преступников. Когда появились законы, регулирующие взаимоотношения, связанные с денежными процентами, которые в Исламе полностью запрещены, и когда в этой сфере появились целые институты, тогда жизни и имущества людей оказались заложниками банков. Эти банки топят людей в долгах и кредитах. И тогда мусульмане чувствуют последствия отсутствия шариатских законов, связанных с государственной казной (Байт уль-Маль), которые регулировали бы доходы и расходы государства. К примеру, отсутствует принцип хараджа, который оживил бы сельское хозяйство и производство. Отсутствует общественное имущество, куда входили бы огромные богатства и ресурсы, и все доходы от этих ресурсов возвращались бы к населению и тратились бы на решение их проблем.
Но сегодня режимы, правящие в мусульманских странах, переняли западную модель власти и западные налоговые системы, отнимающие у людей возможности, старания и силы. Большую часть цен на товары, продаваемые и покупаемые на рынках, составляют налоги. И это стало одной из причин роста цен, а вслед за этим — и бедности. Ислам запретил такой принцип налогообложения, описав это как неправомерное поедание имущества людей. К тому же, из-за западной модели власти стали игнорироваться сельскохозяйственные угодья и сельскохозяйственное производство, пока мусульманские страны не стали зависеть от других даже в вопросе хлеба. Эти правящие режимы растратили общественные ресурсы мусульман и сделали их собственностью частных лиц из Запада.
То же самое можно сказать и о политике образования, поскольку учебные программы больше не содержат ничего об исламской акыде, а вместо этого наших детей учат разврату, создавая худшую среду, в которой уничтожается творчество и мораль, а взамен процветает преступность. Всё это видно невооружённым глазом.
Любые попытки решить эти проблемы, не связывая последствия с главной причиной, а именно — отсутствием исламских законов в жизни, обречены на провал. А пережёвывание светских решений и идей, лежащих в основе этой болезни, означает не что иное, как ещё большее усугубление накопившихся проблем. Проблемы можно решить, лишь связав их с реальными причинами, то есть отсутствием исламских законов и исламских систем правления. Начать нужно с просвещения мусульман о последствиях отсутствия Шариата. Умма сама должна потребовать решать свои проблемы на основе исламских законов и сама должна отвергнуть все остальные решения. Именно это возлагает на неё исламская вера.
Газета «Ар-Рая»
Юсуф Абу Зарр
Член информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Палестине
11 Сафара 1444 г.х.
07.09.2022 г.