05
Пн, дек

В рамках Конституции государства Халифат. Исламское Государство постоянно работает над созданием экономического баланса в обществе

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Ислам обязал государство контролировать обращение имущества между всеми индивидами общества и запретил его сосредоточение в руках определённых групп людей.

Всевышний Аллах сказал:

كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنْكُمْ

«Дабы не досталась она богатым среди вас» (59:7).

Если в обществе наблюдается неравенство в удовлетворении потребностей, то государство должно работать над поиском экономического баланса среди населения, чтобы каждый мог удовлетворять свои потребности. Государство должно расходовать из Байт уль-Маль на бедных, чтобы те могли удовлетворить свои потребности в достаточной мере. Так достигается баланс в удовлетворении потребностей среди населения.

Государство имеет право предоставить как движимое, так и недвижимое имущество в собственность индивида, чтобы он мог покрыть свои потребности. Каждый раз, когда нарушается экономический баланс в обществе, государство вмешивается и исправляет это. После того, как были изгнаны евреи племени Бану Надир и взяты их земли, Посланник Аллаха ﷺ выделил большую долю из этих трофеев на создание экономического баланса. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَفَاءَ اللَّهُ عَلَى رَسُولِهِ مِنْهُمْ فَمَا أَوْجَفْتُمْ عَلَيْهِ مِنْ خَيْلٍ وَلا رِكَابٍ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُسَلِّطُ رُسُلَهُ عَلَى مَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«К добыче, которую Аллах вернул Своему Посланнику, вы не скакали рысью ни на конях, ни на верблюдах, но Аллах дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (59:6).

Всевышний Аллах предоставил имущество Бану Надир в распоряжение Пророка ﷺ в качестве главы государства. Посланник Аллаха ﷺ наблюдал большую разницу во владении имуществом между мухаджирами и ансарами. Поэтому он ﷺ распределил всё это имущество среди мухаджиров и дал ещё двум ансарам, которые так же испытывали финансовое затруднение.

كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنْكُمْ

«Дабы не досталась она богатым среди вас» (59:7).

Слово «دُولَةٌ» (дулятан) в арабском языке означает наименование вещи, находящейся в обращении, а также и имущество. То есть чтобы трофеи не стали вещью в руках богатых, то есть только в их обращении.

Также Посланник Аллаха ﷺ, будучи правителем, предоставлял землю тем, у кого её не было. Передаётся, что Амр ибн Хурайс сказал:

خَطَّ لِي رَسُولُ اللهِ ﷺ دَاراً بِالْمَدِينَةِ بِقَوْسٍ وَقَالَ: أَزِيدُكَ أَزِيدُكَ

«Посланник Аллаха , разметив для меня скобой двор в Медине, говорил: «Добавляю, добавляю» (Абу Дауд).

Умар ибн аль-Хаттаб выделил крестьянам в Ираке средства из Байт уль-Маль для возделывания ими своих земель, и сподвижники выразили своё согласие и не возражали, что указывает на их единодушие в данном вопросе.

Кроме того, Шариат дал Имаму (т.е. халифу) право распоряжаться трофейным имуществом по своему мнению и иджтихаду, включая погашение долгов. Долги так же погашаются из средств закята. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَاِبْنِ السَّبِيلِ

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60).

Таким образом, Ислам заботится об обществе и обеспечивает его благополучие и процветание. В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, в статье 158 подробно разъяснена эта забота: «Государство облегчает для населения возможность удовлетворения им своих второстепенных потребностей. Так же государство, используя своё имущество, обеспечивает экономический баланс среди населения следующим образом:

1. Государство выделяет из Байт уль-Маль движимое или недвижимое, находящееся на его балансе имущество, из трофеев и других источников.

2. Государство выделяет участки из своих возделанных и невозделанных земельных фондов для тех, кто не имеет достаточных земельных площадей. Те же, кто, имея землю, не использует её, не получают дополнительной земли. Для тех, кто не в силах заниматься земледелием, государство выделяет средства, чтобы они могли вести земледелие.

3. Государство погашает долги тех, кто не в состоянии погасить их, выделяя соответствующие средства из закята, трофеев и т.д.».

 

25 Сафара 1444 г.х.
21 сентября 2022 г.
Мухаммад Салих

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая