В этой статье мы не будем погружаться в тему «рухса» (разрешение) со всеми её подробностями и терминологиями, ибо она является отдельной главой науки «усуль фикх». Однако необходимо будет упомянуть об ошибочности позиции тех, кто обобщил эти правила («рухса и азима») на все вещи и состояния индивида, государства и общества.
Нет сомнения в том, что основной проблемой мусульман сегодня является возобновление правления Государства Халифат для претворения всех законов Ислама в жизни. Это, в свою очередь, возможно осуществить только посредством партийной деятельности, наилучшим примером для которой являются действия Посланника Аллаха ﷺ, когда он ﷺ сформировал сплочение из числа уверовавших в его призыв сподвижников.
Основной мыслью, которую мы затронем в этой статье, является то, что изменение реальности и возобновление исламского образа жизни возможны только посредством группы, которая принимает в своей деятельности позицию первоначальной нормы закона Шариата «азима», а не позицию позволения (рухсы), вынужденности (даруры), пользы (маслаха) и др. положения, сопутствующие данной деятельности, беря во внимание ошибки всех тех, кто обобщает эти правила.
Когда мы говорим об изменении, то имеем в виду действительность, противоречащую Исламу, когда нами правят правительства и режимы по законам неверия. Отсутствие правления Ислама требует всеобщего и коренного изменения мыслей, чувств и законов общества. Это, в свою очередь, приводит к ожесточённой борьбе сторонников изменения с обществом и его элитой, сконцентрировавшей в своих руках власть, силу и ресурсы. Всё это требует от сторонников изменения отвергнуть все принципы, на которых построено данное общество.
Именно здесь возникает вопрос торга, компромисса, разрешения, вынужденности и интереса. Реальность общества Мекки, позиция Посланника ﷺ и его сподвижников в противостоянии устоям общества не сильно отличаются от нашей реальности. Призыв и противоборство Посланника ﷺ были открытыми и бросающими вызов неверию, что является примером подражания для нас. Он ﷺ атаковал и подверг резкой критике все существующие обычаи и понятия, противоречащие новой религии, опорочив и разоблачив предводителей племён. Он ﷺ на своём пути не допускал применения рухсы и интересов, а также существования каких-либо договорённостей до достижения своей цели («столкновение интересов», «лучше иметь хоть что-то, нежели потерять всё», «любыми путями остаться на арене» и тому подобные мысли). Применение этих же мыслей сегодня оправдывает позиции некоторых современных исламских движений и групп. Наша позиция должна быть такой, какой она была у Посланника ﷺ — все ваши понятия являются ложью и заблуждением, и в этом отношении никто не будет молчать и проявлять снисходительность.
В один из периодов призыва Мекка и Таиф отвернулись от Посланника ﷺ, а племена отказались от его призыва, и люди всё больше стали избегать его. Он ﷺ и его сподвижники оказались изолированы от людей. В таком положении, с человеческой точки зрения, перемены почти невозможны, т.к. общество Мекки и её окрестности застылы перед призывом. Однако, невзирая на обстоятельства, Посланник Аллаха ﷺ был твёрд в своих принципах, не поддаваясь соблазну, не проявляя снисходительности к куфру и не идя на компромиссы с кем-либо под предлогом наличия пользы для призыва, вынужденности или допустимой меры (рухсы).
Позиция Посланника ﷺ является законом, которому мы обязаны следовать. Значит, отступление от истины или её части, либо принятие каких-либо условий от государства, либо договорённость со своими соратниками, выступившими против общества, о проведении переговоров и торга под предлогом наличия пользы для призыва, либо вынужденное положение, оправдывающее применение рухсы, — всё это противоречит истине, методу Ислама и Сире Посланника ﷺ в деле преобразования общества, а также позиции мусульманина в отношении порочной реальности, ибо это ведёт к признанию лжи и к подчинению грешным угнетателям. Это однозначно указывает на то, что сторонники идеи примирения и соглашений с сегодняшними правителями под предлогом пользы призыву и вынужденности однозначно потерпят неудачу в методе изменений и исчезнут с арены борьбы. Деятельность исламистов в Судане, Тунисе, Египте, Иордании и других странах является для нас явным примером в этом.
Ниспосланный Аллахом метод изменения будет претворён только руками тех, кто твёрдо стоит на истине, а их позиция перед лицом предательских режимов будет подобна позиции Посланника ﷺ перед мекканцами и их предводителями относительно старых понятий и устоев джахилийского общества. Его ﷺ позиция была открытой и ясной, отвергающей всё, что противоречит Исламу. В наше же время на нас лежит обязанность быть увещевателями и светочами, указывая прямой путь. Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
Газета «Ар-Рая»
Атия аль-Джабарин
Палестина
11 Джумада ас-сани 1444 г.х.
4 января 2023 г.