Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл во Францию с визитом, направленным на укрепление двусторонних отношений между странами. Си подчеркнул, что отношения между двумя странами на протяжении шестидесяти лет находятся в приоритете для Китая относительно крупных западных стран, (аль-Арабия).
Во-первых, президент Китая Си Цзиньпин в понедельник, 6 мая 2024 года, заявил: «Китай считает Европу важным направлением в своей дипломатии и важным партнёром на пути к модернизации отношений по китайскому образцу», (Арабский канал Китайской международной телевизионной сети CGTN).
В интервью газете «La Tribune», опубликованном в понедельник, 6 мая 2024 года, Макрон признал отсутствие «консенсуса» среди европейцев по поводу стратегии, которую следует применять в отношении Пекина, поскольку «некоторые стороны по-прежнему рассматривают Китай как рынок сбыта», тогда как «Китай стал активным экспортёром в Европу», (аль-Арабия).
Тем временем посол США при Европейском союзе Марк Гитенштейн заявил: «Китай подрывает экономические сектора как в Европе, так и в Америке, намеренно влияя на рынки за счёт изобилия дешёвых товаров». В интервью CNBC Марк Гитенштейн добавил: «Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в разговоре с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем затронула проблему избыточных мощностей производства в Китае и как это подрывает наши торговые позиции в США и их позиции в Европе», (Аркам, 14 мая 2024 года).
Во-вторых, несмотря на то, что в Европе звучат голоса в поддержку так называемой «стратегической независимости» Европейского союза, Европа следует примеру Америки в отношении Китая, устанавливая препятствия для китайских компаний на европейских рынках. Китай же требует справедливого отношения, недопущения ущерба цепочкам поставок и отказа от дискриминационных мер в отношении китайских компаний, а также выступает против введения санкций. Эти европейские меры были приняты в рамках интенсивной кампании, которую возглавляет председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен с целью избавления от китайского импорта из-за опасений потери технологического превосходства Европы. Она также возглавляет расследование, поддерживаемое Францией, для борьбы с потоком китайских электромобилей в Европу.
В-третьих, согласно статистике за 2023 год, экспорт Европы в Китай составил около 223,5 миллиарда долларов, в то время как импорт Европы из Китая достиг 514,4 миллиарда долларов. Это указывает на дефицит торгового баланса между сторонами в пользу Китая, оцениваемый примерно в 290,9 миллиарда долларов. Это вынуждает Европу настоятельно требовать от Китая улучшить доступ европейских компаний на китайские рынки и сократить субсидии для китайских экспортёров. В ответ на западные опасения по поводу возможности избавления от субсидируемых китайских товаров Пекин отверг утверждения Европейского союза о так называемой проблеме избыточных производственных мощностей в Китае. Президент Си подчеркнул, что масштабное производство высокотехнологичных зелёных товаров в Пекине поможет планете улучшить климатическое положение.
В-четвертых, несмотря на то, что Урсула фон дер Ляйен во время встречи с президентом Си в Париже подчеркнула важность отношений между Европейским союзом и Пекином, она раскритиковала, по её мнению, избыточные мощности производства в Китае и заявила, что Европейский союз «не будет колебаться в принятии решительных мер» для защиты своей экономики и безопасности, используя «инструменты торговой защиты, если это будет необходимо». Это указывает на настойчивость Европейского союза в продолжении своей политики, направленной на ограничение китайского импорта на свои рынки, при этом Китай придерживается своей позиции в торговых препирательствах с Европой.
Это означает, как сказала Сесилия Мальмстрём, бывший европейский комиссар по торговле, которая сейчас работает в Институте Петерсона в Вашингтоне, агентству «Франс Пресс»: «Европа в некотором смысле стала жертвой». В то время как Паскаль Лами, бывший генеральный директор Всемирной торговой организации, заявил, что Европе нужно «оказывать давление» на Вашингтон, потому что этот план «больше направлен против Европы, чем против Китая».
Европа, хотя и не едина в своей позиции, пытается найти баланс в своих торговых отношениях с Китаем. Однако в вопросе Тайваня некоторые европейские страны стараются сохранять нейтралитет, опасаясь повторения ситуации с Украиной, что может принести им значительный ущерб. Президент Макрон заявил во время визита в Китай в 2023 году, что для Европы будет ошибочным следовать политике США в отношении Китая, особенно в вопросе Тайваня. Этот подход в основном поддерживается Францией, которая считает, что согласие с позициями и политикой США в отношении России и Китая нанесло ущерб европейским интересам, и от чего также пострадали Китай и Россия, а Америка вышла победителем, усилив зависимость Европы от себя в вопросе Украины.
Несмотря на то, что Франция пыталась предотвратить российско-украинскую войну, она вместе с Германией не смогла решить этот вопрос из-за того, что Америка не предоставила России гарантии её национальной безопасности. В результате Европа понесла огромные потери из-за этой войны, став её главной пострадавшей и проигравшей стороной. Западные санкции против России оказали обратный эффект, особенно в нефтегазовом секторе, что привело к росту цен на энергоносители в Европе, беспрецедентному росту инфляции и цен на продукты питания, а также к усугублению экономических кризисов.
Газета «Ар-Рая»
Хасан Хамдан
22.05.2024 г.