4 октября 2024 года Европейский суд принял решение об аннулировании двух торговых соглашений с Марокко, сославшись на продолжающийся конфликт в Западной Сахаре. Суд указал, что «народ Сахары не был привлечён к обсуждению, а реализация соглашений зависит от его согласия». При этом были отклонены апелляции Европейской комиссии, которая подписала эти соглашения от имени стран ЕС, будучи исполнительным органом этого союза.
Министр сельского хозяйства и рыболовства Марокко Мохаммед Сыддыки 8 октября 2024 года выразил несогласие с решением Европейского Союза, заявив: «Отмена Европейским судом соглашений по рыболовству с Европой на прошлой неделе не окажет влияния на развитие нашего сельского хозяйства и рыболовства. Это решение касается исключительно европейцев, нас оно не затрагивает». Он подчеркнул: «Мы отвергаем любые соглашения, которые не уважают наш национальный суверенитет». Министерство иностранных дел Марокко назвало это решение суда «вопиющим примером политической предвзятости против Марокко».
Известно, что спор вокруг Западной Сахары имеет давние корни и начался в 1975 году, когда Марокко включило этот регион в свой состав после ухода испанских колонизаторов. С тех пор королевство установило контроль над большей частью территории региона.
Марокко считает Западную Сахару (спорный регион) неотъемлемой частью своей территории, в то время как фронт ПОЛИСАРИО, утверждающий, что представляет народ региона и пользующийся поддержкой Алжира, требует отделения этой территории от Марокко и провозглашения ее полной независимости.
После принятия данного решения Европейским судом в организации ПОЛИСАРИО, контролирующей часть Западной Сахары при поддержке Алжира, начались празднования, что было встречено ликованием и в алжирских средствах массовой информации.
Данное решение фактически создало юридический прецедент, обязывающий Европейский Союз учитывать особый статус товаров, производимых в Западной Сахаре, поскольку эта территория не считается частью Марокко. Это также затрудняет заключение любых будущих соглашений с Марокко, связанных с Западной Сахарой, и подтверждает признание Европой права народа Западной Сахары на самоопределение в соответствии с международными договорами и правом ООН.
Несмотря на то, что США открыто признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой ещё при президенте Трампе, Европа и Великобритания продолжают выражать свои сомнения относительно этого вопроса. Это, безусловно, осложняет политические отношения как между Европейским Союзом и Марокко, так и между Европой и США, что постепенно толкает Марокко к укреплению связей с Америкой.
Хотя крупнейшие европейские страны, входящие в ЕС, такие как Германия, Франция и Испания, отреагировали на решение Европейского суда с определённым недовольством и акцентировали внимание на необходимости поддержания тесных торговых связей с Марокко. Однако, несмотря на это, они полностью приняли и исполнили решение суда, что свидетельствует об их решительном отказе признавать суверенитет Марокко над Западной Сахарой.
Британия так же не признаёт суверенитет Марокко над Западной Сахарой, хотя и ведёт себя хитро, создавая у Марокко впечатление, что она поддерживает его в этом вопросе. Однако она так и не приняла окончательного решения по этому вопросу.
Причина неопределённой позиции Британии и Европы в отношении Западной Сахары, вероятно, кроется в наличии интересов этих стран как в Алжире, так и в Марокко. Они стремятся сбалансировать свои интересы в Северной Африке, противодействуя растущему влиянию США, которые начали размещать свои силы АФРИКОМ на территории Марокко для проведения операций в странах южнее Сахары.
Таким образом, отказавшись признать полный суверенитет Марокко над Западной Сахарой, Британия и европейские страны смогли противостоять американскому вмешательству в Северную Африку и предотвратить расширение американского влияния в регионе в течение последних трёх десятилетий. Все попытки США решить проблему Сахары на своих условиях оказались тщетными, и Северная Африка осталась под влиянием Европы.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад Аль-Хатвани
16.10.2024