В условиях мировых геополитических изменений однополярная система, ранее поддерживаемая Америкой, подвергается всё большей критике и утрачивает свои позиции. Последние события указывают на острую необходимость нового подхода, который сможет преодолеть пагубность западного доминирования и авторитарных моделей. В октябре президент России Владимир Путин, получив поддержку на успешных саммитах ШОС и БРИКС, вновь выступил за многополярный мировой порядок. Выступая на конференции в Сочи, он подчеркнул, что Америка «не будет находиться в центре нового мирового порядка». Это заявление перекликается с нарастающим разочарованием стран в порядке, возглавляемом США, который часто воспринимается как эксплуататорский и несправедливый. Группы вроде БРИКС предлагают альтернативу, позволяющую ослабить американское доминирование. Однако их симпатии к авторитарным силам, включая Россию и Китай, вызывают опасения относительно их способности продвигать справедливость и уважение к человеческому достоинству, на которых должен основываться любой мировой порядок.
Кризис в Газе продемонстрировал пагубность системы, управляемой Соединёнными Штатами. Безусловная поддержка, оказываемая еврейскому образованию, несмотря на растущие жертвы среди мирного населения в Газе, привела к широкомасштабной критике. Америку обвиняют в лицемерии и в том, что для неё стратегические альянсы выше прав человека и международного права, о которых она заявляет как о своих ценностях. Эта утрата доверия затрагивает не только Газу, по всему глобальному Югу избирательная справедливость Америки вызывает недовольство среди государств, стремящихся к более справедливому миропорядку. Для заполнения вакуума, оставленного ослаблением американского влияния, необходима новая форма лидерства, основанная на принципах справедливости и равенства человеческих жизней, независимо от их местонахождения или политической ориентации.
Недавние заявления сенатора Линдси Грэма, адресованные союзникам США и другим странам, подчёркивают диктаторский характер американской дипломатии. Угрозы серьёзными последствиями тем, кто поддерживает расследование Международного уголовного суда в отношении Биньямина Нетаньяху, выявляют лицемерность американской внешней политики. Подобное поведение укрепляет мнение о том, что роль Америки на мировой арене базируется скорее на диктате, а не на воодушевлении. Эти действия согласуются с высказываниями таких лидеров, как Владимир Путин, которые утверждают, что США больше не заслуживают роли мирового лидера. Однако предлагаемые альтернативы, например, от России и Китая, характеризующихся репрессиями и нарушением прав человека, также оставляют желать лучшего.
На фоне этих провалов Ислам представляет собой реформационную систему мирового порядка, основанную на принципах справедливости, равенства и сострадания. В отличие от моделей, основанных на стремлении к власти и богатству, исламское учение делает акцент на подотчётности, уважении и защите человеческого достоинства. Это подтверждается словами Всевышнего:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَى أَنْفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ إِنْ يَكُنْ غَنِيّاً أَوْ فَقِيراً فَاللهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَى أَنْ تَعْدِلُوا وَإِنْ تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيراً
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).
Этот аят подчёркивает универсальные моральные нормы, которые преодолевают любые препятствия и предрассудки.
Исламское правление, как это подтверждает история праведного Халифата, а также Омейядский, Аббасидский и Османский Халифаты, уделяло первостепенное внимание благополучию всех своих подданных, независимо от их веры или происхождения. Принципы шуры, справедливое распределение ресурсов и запрет на эксплуатацию соответствуют стремлениям многих государств к более справедливому и милосердному мировому порядку.
Современный упадок миропорядка, управляемого США, и неспособность альтернативных глобальных центров предоставить жизнеспособные решения открывают возможность для переосмысления международного порядка. Поэтому мусульмане обязаны стремиться к установлению Второго Праведного Халифата по методу пророчества, чтобы заложить основу для новой эпохи мира и процветания. Аллах говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).
Газета «Ар-Рая»
Абдуль Маджид Бхатти, Пакистан
25.12.2024