20
Пт, июнь

Система поручительства в монархиях Персидского залива — петля на шеях мусульман

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Система поручительства в странах Персидского залива возникла в начале XX века, после окончания Первой мировой войны и появления ранее не существовавших малонаселённых государств. В 1950-х годах с открытием нефтяных месторождений и потребностью монархий Залива в наёмной рабочей силе, с которой у них был дефицит, а также в свете контроля британских и американских нефтяных компаний над разведкой, добычей и экспортом нефти на мировые рынки, система поручительства стала стремительно расширяться. В категорию рабочих мигрантов входили сельскохозяйственные рабочие, пастухи, водители автомобилей, домашняя прислуга.

Целью системы поручительства было быстрое привлечение нужной рабочей силы в страну с возможностью столь же лёгкого избавления от неё. Эта система возлагала ответственность за мигрантов на поручителей, будь то физические лица или местные компании, получившие на это соответствующее разрешение от властей монархий Залива. Эти поручители получали власть над мигрантами: они контролировали место их проживания и работы, их правовой статус и даже возможность выезда из страны.

Система поручительства делает наёмных работников полностью зависимыми от их работодателей, разрушая человеческие отношения между ними, а также мешая рабочим сообщать о случаях насилия и эксплуатации. Их паспорта изымались работодателями, которые принуждали их трудиться долгие часы без надлежащих трудовых и бытовых условий. Система поручительства фактически представляет собой форму торговли людьми и контроля над ними, запрещая переходить от одного работодателя к другому, что толкает некоторых к бегству от своих поручителей.

Рабочие мигранты лишены доступа к государственным субсидиям: они не имеют права на жильё, медицинскую помощь и государственное образование для своих детей. С начала 1990-х годов мигранты из арабских стран начали массово заменяться рабочими из Восточной Азии, и теперь их численность составляет от 80 до 90% от числа коренного населения (за исключением Омана, где этот показатель ниже).

Правозащитные организации охарактеризовали систему поручительства как форму современного рабства и подвергли её критике в странах Персидского залива, поскольку, как они утверждают, она создаёт лёгкие возможности для эксплуатации наёмных мигрантов. Многие работодатели изымают у них паспорта, подвергают их насилию и злоупотребляют своим положением, вплоть до принудительной депортации работников в их страны, при этом практически не неся никакой юридической ответственности за это.

Международная конфедерация профсоюзов, по данным журнала The Economist, заявила в своём докладе за 2014 год: «Маловероятно, что положение трудовых мигрантов улучшится до тех пор, пока не будет реформирована система поручительства, при которой работники оказываются в долговой зависимости от тех, кто оформляет им визы. Эта система также подавляет внутреннюю конкуренцию за трудовых мигрантов в странах Залива».

В странах Запада въезд в любое государство ограничивается необходимостью получения визы, которую оформляют в посольствах соответствующих стран. Шенгенское соглашение, начиная с 1995 года, позволило гражданам Европы, а также обладателям шенгенской визы, свободно перемещаться по странам Европы.

Разъяснение смысла слова (Кяфаля) «поручительство» в языке, в терминологии и в Шариате:

«Поручительство» в языковом смысле означает обязательство и принятие ответственности за других. Абу Хайян в «Бахр аль-Мухит» пишет: «Поручительство (Кяфаля) — это гарантия. Говорится: он является поручителем (Кяфаля). Это его изначальное значение, а также оно используется в значении «взять на себя ответственность за что-либо»». В «Лисан аль-Араб» говорится: «Кяяфиль, дамин — означают одно и то же, а именно: поручитель, гарант».

В терминологии кяфаля «поручительство» — это договор, согласно которому одно лицо «поручитель» (кяфиль) обязуется привести должника (макфуль) к кредитору (макфуль ляху) в случае невыполнения обязательства или отказа от уплаты долга.

В шариатском понимании кяфаля — это договор, в соответствии с которым одно лицо «поручитель» (кяфиль) берёт на себя обязательство исполнить обязательства другого лица (макфуль), объединяя свою финансовую ответственность с ответственностью должника. Таким образом, ответственность за исполнение обязательства возлагается на обоих.

«Поручительство» (кяфаля) может касаться как имущества, так и человека, то есть, когда поручитель обязуется привести должника к кредитору, либо в суд, либо в иное место, где требуется его присутствие.

После разъяснения смысла «поручительства (кяфаля), следует отметить, что кяфаля — как гарантия денежных обязательств — ограничивается исключительно финансовыми сделками. Это, например, «поручительство» в отношении сирот или других лиц, неспособных погасить унаследованные долги или же из-за юного возраста не способных самостоятельно вести свои жизненные дела. В таких случаях состоятельные люди берут на себя обязательство погасить долги за них или управлять их делами, пока Аллах не обогатит их подопечных. Поручительство — это гарантия выплаты долга за того, кто не в силах расплатиться.

Однако, по сути, государственная казна мусульман является тем органом, кто должен обеспечивать такое попечительство. Из неё должны выплачиваться долги сирот в соответствии с хадисом Абу Хурайры (р.а.):

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ كَانَ يُؤْتَى بِالرَّجُلِ الْمَيِّتِ عَلَيْهِ الدَّيْنُ فَيَسْأَلُ: هَلْ تَرَكَ لِدَيْنِهِ مِنْ قَضَاءٍ؟ فَإِنْ حُدِّثَ أَنَّهُ تَرَكَ وَفَاءً صَلَّى عَلَيْهِ، وَإِلَّا قَالَ: صَلُّوا عَلَى صَاحِبِكُمْ. فَلَمَّا فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ الْفُتُوحَ قَالَ: أَنَا أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ؛ فَمَنْ تُوُفِّيَ وَعَلَيْهِ دَيْنٌ فَعَلَيَّ قَضَاؤُهُ، وَمَنْ تَرَكَ مَالاً فَهُوَ لِوَرَثَتِهِ

«Когда Пророку приносили умершего (для прочтения над ним джаназа), на котором был долг, он спрашивал: «Оставил ли он что-нибудь для его погашения?». Если ему говорили, что есть средства для погашения долга, он совершал джаназа (погребальную молитву), если же нет — говорил: «Совершайте джаназа по своему товарищу сами». Когда же Аллах даровал ему победы и богатство, он сказал: «Я более достоин из верующих, чем они сами. Кто умрёт и на нём будет долг, я его погашу. А кто оставит имущество, оно останется его наследникам»».

Также обязанность обеспечивать тех, кто не в состоянии заниматься своими делами, подтверждается словами Всевышнего Аллаха:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللهِ وَاِبْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللهِ وَاللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:60).

Мы не находим в исламском законодательстве того, как сегодня мусульмане должны обращаться с другими людьми в рамках современной системы поручительства. В исламскую эпоху мусульмане свободно перемещались от Йемена до Шама, от Египта до Междуречья, оттуда — в Хорасан, Индию и другие мусульманские земли без каких-либо ограничений или условий. Система поручительства появилась лишь после раздробления мусульманских стран и установления в них режимов, правящих не по Исламу. С этого времени мусульман стали задерживать при пересечении искусственных границ, очерченных в соглашении Сайкса-Пико, требуя паспорта, визы и поручительство, что осложнило им жизнь и превратило обыденность в мучение.

Как система поручительства появилась после упразднения Халифата в конце Первой мировой войны, так же она исчезнет только с восстановлением Халифата, который будет править по Исламу и упразднит политические границы между мусульманскими землями.

 

Шафик Хамис, Йемен
04.06.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая