02
Вс, нояб

Существование Уммы как таковой и функции, которые она должна выполнять. Причины и механизмы активизации

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос жизнеспособности Уммы снова и снова встаёт на повестку дня в связи с чередой событий, через которые проходит Умма. Особенно обостряясь в такие периоды, как сейчас, когда продолжается блокада и геноцид в Газе, совершаемые преступниками-евреями.

Осознанное понимание реальности не может быть выстроено иначе как на основе чётких представлений и строго определённых понятий, ведь суждение о чём-либо является производным от его представления. Если же отсутствуют общие представления, то понимание рассеивается, становится невозможным донесение истины, а это, в свою очередь, негативно отражается на способности правильно оценивать происходящее и вырабатывать практическую позицию в отношении событий, явлений и людей. Именно по этой причине прояснение и уточнение понятий представляет собой основополагающий шаг на пути к формированию осознанного мышления и проекта возрождения.

Важно различать между фактом существования чего-либо и описанием его текущего состояния. Автомобиль, например, материально существует, но его поломка или остановка — это всего лишь описание текущего состояния. Точно так же и Исламская Умма — её существование является объективной реальностью и устойчивым фактом, поскольку она обладает своими основными признаками: объединяющей Акыдой и системой жизненных норм, вытекающих из этой Акыды. Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا۠ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Воистину, это — ваша Умма, Умма единая, а Я — ваш Господь, поклоняйтесь же Мне» (21:92).

Что же касается описаний Уммы как слабой, раздробленной, отсутствующей или больной, то это характеристика её временного состояния, которое не отменяет факта существования самой Уммы. Это различие принципиально важно, ведь оно переводит нас от ошибочного представления, будто Умма утратила свои основы, к верному осознанию того, что Умма существует, но страдает от функционального паралича. Большинство её пребывает в состоянии интеллектуальной и политической комы, проявляя лишь отдельные индивидуальные действия и инициативы. Умма переживает идейную слабость из-за того, что понимание Ислама как движущей силы сознания было утрачено, и это сделало её лёгкой добычей для навязанных понятий и политико-идеологических заблуждений. Такое бессилие и покорность привели к исчезновению эффективных идейных и политических движущих механизмов.

Большинство групп и элит либо отстранены от проблем, либо встроены в существующие системы, что и объясняет отсутствие коллективного отклика Уммы на масштабные трагедии, такие как геноцид и выселение в Газе. Это обнажает огромную пропасть между объективным существованием Уммы и её политическим сознанием и активностью.

Суть кризиса Уммы заключается не в отсутствии самой Уммы, а в отсутствии дееспособности. Суть проблемы кроется в трёх основных недостатках:

  • Отсутствие движущих понятий — исламская акыда больше не является для неё основой мышления и поведения;
  • Отсутствие движущих сил — влиятельные партии, интеллектуальная и просвещённая элита отсутствуют или скованы;
  • Отсутствие идеологического политического руководства, которое объединило бы Умму и направляло её силы.

На это указывают слова Пророка :

إِذَا تَبَايَعْتُمْ بِالْعِينَةِ، وَأَخَذْتُمْ أَذْنَابَ الْبَقَرِ، وَرَضِيتُمْ بِالزَّرْعِ، وَتَرَكْتُمْ الْجِهَادَ، سَلَّطَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ ذُلًّا لَا يَنْزِعُهُ حَتَّى تَرْجِعُوا إِلَى دِينِكُمْ

«Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернётесь к вашей религии» (Абу Дауд).

Таким образом, данное униженное положение — это не смерть Уммы как таковой, а утрата своей роли и действенности, ставшая следствием отказа от пути Ислама.

Путь к исцелению должен начинаться с возрождения подлинных исламских понятий в сознании Уммы — через идейную призывную деятельность, возвращающуюся к Акыде, как основной движущей силе. Аллах Всевышний сказал:

قَدْ جَاءكُم مِّنَ اللّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُّبِينٌ * يَهْدِي بِهِ اللّهُ مَنِ اتَّبَعَ رِضْوَانَهُ سُبُلَ السَّلاَمِ

«Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт по путям мира» (5:15,16).

Затем эта деятельность должна продолжаться в форме идеологического политического взаимодействия внутри Уммы с целью формирования всеобъемлющего общественного сознания, выстроенного на основе Ислама. Такое сознание способно преобразовать настроения народа в осознанное политическое общественное мнение, способное оказывать давление и направлять ход событий.

Также необходимо бороться с политико-информационным обманом, который воссоздаёт ложное сознание, и разоблачать механизмы отчуждения, удерживающие Умму в стороне от её роли. Здесь проявляется обязанность носителей призыва проявлять настойчивость, неустанность и усердие в постоянстве в призывной деятельности, следуя наставлению Аллаха Всевышнего:

وَاصْبِرْ وَمَا صَبْرُكَ إِلَّا بِاللَّهِ

«Посему терпи, ибо твое терпение — только ради Аллаха» (16:127).

Решающим элементом в возвращении Умме её дееспособности, роли и лидерства остаётся пробуждение вооружённых сил. Их шариатская функция заключается не в защите существующих режимов, а в защите Уммы и её объединяющего политического проекта — Халифата. Пророк сказал:

إِنَّمَا الْإِمَامُ جُنَّةٌ يُقَاتَلُ مِنْ وَرَائِهِ وَيُتَّقَى بِهِ

«Воистину, Имам — это щит, за ним сражаются и им защищаются» (Бухари и Муслим).

Армия в исламском представлении — это часть Уммы, и её задача — поддержка её политического проекта, воплощённого в Халифате, который объединит Умму, вернёт ей могущество и активную роль.

Таким образом, Исламская Умма не ушла в небытие и не прекратила своё существование. Это дееспособный организм со всеми присущими ему элементами, но сегодня он страдает от функционального паралича. Причиной этого паралича является отсутствие движущих понятий, активных сил и идейного руководства.

Через усиление активности носителей призыва по возрождению исламских понятий, увязыванию сознания с откровением, формированию общественного мнения, основанного на политическом мышлении, выстроенном на Акыде, и мобилизации скрытого потенциала Уммы, в первую очередь армии, — только так Умма сможет вернуть себе свою жизненную силу, историческую роль, возобновить Исламский образ жизни, заново творить историю и вновь стать такой, какой желает её видеть Аллах:

وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِّتَكُونُواْ شُهَدَاء عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا

«Так Мы сделали вас посредствующей общиной, чтобы вы свидетельствовали относительно людей, а Посланник был свидетелем относительно вас» (2:143).



Ашраф Юсуф Абу Атая
22.10.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая