16
Пн, фев

Годовщина разрушения Халифата — это урок ведущий к сознательности и указывающий на путь возрождения

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Разрушение Халифата не было мимолётным историческим эпизодом и не является лишь эмоциональной датой, ограничивающееся воспоминаниями со слезами и причитаниями. Это было политическое и идейное сотрясение, подобного которому Умма не знала со времени кончины Посланника Аллаха . В тот день было разрушено не просто государство, а уничтожена общая политическая структура, сохранявшая религию, оберегавшая Умму и объединяющая её под властью шариата. Поэтому Ахмад Шауки был прав, когда в своих строках изобразил минареты и минбары скорбящими, а Индию, Египет, Шам, Ирак и Персию, плачущими, ибо они осознавали, что разрушено было не просто османское сооружение, а само тело Уммы.

28 Раджаба 1342 г.х., что соответствует 3 марта 1924 г., завершилось тщательно спланированное преступление, во главе которого стояли европейские державы, прежде всего Британия, а исполнено оно было местными руками Мустафы Кемаля. Халифат был разрушен и оккупационные войска не покинули Стамбул до тех пор, пока не убедились в том, что он окончательно уничтожен и заменён светским государством, отделяющим Ислам от правления, шариат от жизни и превратившим Умму из единой политической общины в разрозненное множество государств и образований.

С разрушением Халифата пал не султан и не трон — рухнули сами концепции. Исчезло понимание государства, основанного на Исламской акыде, и ему на смену пришло государство ,основанное на интересах. Были утрачены политические ценности и принципы, а их место заняли утилитаризм и беспринципность. Исчез Дар аль-Ислам, под тенью которого, мусульмане Запада и Востока находили защиту.

Разговор об этой дате — это не ностальгия по прошлому и не пережёвывание истории, а постановка диагноза и разъяснение законов победы и падения. Османский Халифат, когда он возник, был основан на джихаде, шариате и дисциплине. А его ослабление не произошло внезапно: оно стало итогом накопленных отклонений — пренебрежения арабским языком, закрытия двери иджтихада, оставление воспитания, попустительства по отношению к доктринальным и идейным отклонениям. Итогом стало потеря власти и силы, ибо закономерности Аллаха не делают исключений ни для кого.

Но опаснее самого разрушения Халифата стало то, что последовало за ним. Политический вакуум не был оставлен попусту — его заполнили два серьёзных препятствия, мешающих пути возрождения Уммы.

Первое препятствие — это правящие режимы, унаследовавшие колониализм и понёсшие его проект, которые силой препятствовали восстановлению единства Уммы и правлению на основе Ислама.

Второй же, и наиболее опасный, — это искажение сознания изнутри через исламские и неисламские движения. Одни из них встроились в игру, выстроенную колонизатором; другие свели религию к индивидуальной морали и обрядам поклонения; третьи выдвинули лозунг «простительное бездействие», внушая людям, будто молчание, частичная деятельность или политическое отстранение достаточны перед Аллахом. Так Умма была усыплена под именем религиозности, а идея идеологического политического движения искажена, тогда как и история, и шариат ясно указывают, что религия не утверждается индивидуальной активностью, послание не несётся в мир без политического образования, и Умма не может возродится без сознательной и организованной группы.

Отсюда следует, что напоминание о разрушении Халифата — это восстановление ключевых истин: единство мусульман — не роскошь; идеологическая политическая коллективная деятельность — не нововведение; а Халифат — не мифическая мечта, а шариатская, рациональная и историческая необходимость, посредством которой сохраняется неприкосновенность, устанавливаются границы дозволенного, оберегается честь и защищается Умма от распада и зависимости.

Эта годовщина также является призывом связать новое поколение с его недавней историей, не ограничиваясь лишь эпохой сподвижников — при всем её величии, — но и дать знание того, что в недавнем прошлом Умма имела государство, просуществовавшее шесть веков, чьи армии дошли до сердца Европы и которое было влиятельной мировой силой. Потеря Халифата произошла не по причине Ислама, а из-за упущений и отклонений самих мусульман.

Уроки ясны и недвусмысленны: дарование власти Аллахом обусловлено покорностью Ему и справедливостью, а не просто лозунгами; враги строят свои планы на годы вперёд, и этим планам не возможно противостоять эмоциональными и реакционными действиями.

Единство Уммы — источник её силы, потому его и разрушили. Халифат — это политическая структура, оберегающая религию и регулирующая мирские дела. Воспитание и идейная и политическая сознательность — условие стойкости, а не пустые словесные обороты. Истинное величие — только в Исламе, а не в следовании системам неверия, какими бы лозунгами они ни приукрашивались.

Светская Турция испытала на себе всё то, что сегодня обещают Умме: отделение религии от государства, смену идентичности, борьбу с шариатом. Но она не обрела ни величия, ни принятия Европой, — напротив, утратила лишь своё былое могущество и осталась зависшей между двумя мирами.

Поэтому обязанность Исламской Уммы сегодня — не оплакивать руины Халифата, а превратить память о его разрушении в осмысление, а осмысление в сознательную активность и довести это до уровня идеологической политической коллективной деятельности. Чтобы возвращение Халифата стало постоянным массовым требованием, а не сезонным лозунгом, и чтобы мусульманин исполнил свою ответственность перед Аллахом Всевышним не на словах, а следованием по верному пути возобновления Исламского образа жизни путём установления второго праведного Халифата по методу пророчества вместе с Хизб ут-Тахрир — лидером, который не обманывает свой народ.

 

Сами Яхья — Йемен
21.01.2026 г.
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая