19
Вт, март

Власть в Исламе

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Гайс аль-Къуда в газете «Аль-Гад» написал статью под названием «Власть принадлежит Аллаху или человеку?». В этой статье я нашёл несколько основных мыслей. Первая — автор отрицает то, что аль-хукм (власть) является описанием высшего политического руководства в обществе.

Он утверждает, что аль-хукм — это только вынесение решений, и оно не имеет отношения к системе правления. Так же автор привёл 105-й аят суры «Ан-Ниса» и, указав на причину ниспослания, сказал, что речь в этом аяте идёт о вынесении решения:

لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللَّهُ

«Для того чтобы ты судил между людьми так, как показал (внушил) тебе Аллах» (4:105).

А в аятах суры «Аль-Маида» речь обращена к людям Писания (христиане, иудеи):

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ …الظَّالِمُونَ …الْفَاسِقُونَ

«Те же, которые не судят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими… беззаконниками… нечестивцами» (5:44,45,47).

Второе — Умма является источником власти, и нет противоречия в том, что власть будет принадлежать и Аллаху и Умме. По мнению автора, Ислам не предоставил никакую систему правления и не разъяснил экономическую и политическую жизнь. Он призвал к реализации ценностей справедливости, равенства, шуры и к гражданскому государству! «Где бы ни была справедливость, это и есть Шариат Аллаха» — эта фраза приписывается Ибн Къайму, но мы не нашли её в его трудах!

Аль-хукм (власть, правление) и аль-къада (судейство) — языковое и шариатское значение:

Ибн Фарис сказал, что корень «хакяма» (حكم) в своей основе имеет значение «удерживать, запрещать». Рагиб Исфахани сказал, что значение «хакяма» (حكم) — «запретил, чтобы исправить». Вынесение решений относительно чего-то — это когда ты решил, «что это так, или не так», и нет разницы, вменил ли ты это в обязанность другому или нет. Того, кто судит между людьми, называют хаким (حاكم), так же говорят хакам (حكم), люди говорят: «Мы обратились за решением к хакиму». Ибн Фарис сказал, что аль-къада (القضاء) в языковом значении — «постановление, решение». Всевышний Аллах сказал:

فَاقْضِ مَا أَنْتَ قَاضٍ

«Выноси же то, что ты решил» (20:72).

То есть осуществи своё решение. Выносящего решение и осуществляющего его называют аль-къады (القاضي). Аль-Джаухари в «Ас-Сихах» пишет, что (القَضاءُ) — в основе (قَضايٌ), множественное число (القَضِيَّةُ, الأقْضِيَة,القَضايا), значение — «выносить решение» от глагола «къада» (قَضى). Всевышний Аллах сказал:

وَقَضَى رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ

«И решил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (17:23).

Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику ﷺ, чтобы он правил тем, что было ему ниспослано. А ниспосланное включает в себя урегулирование отношений человека со своим Господом (мировоззрение, поклонение), отношений человека с сами собой (нравственность, пища, одежда) и отношений человека с другими людьми (взаимоотношение, наказание). Что касается отношений человека со своим Господом и самим собой, то в этой сфере роль судьи менее необходима, чем в сфере отношений человека с другими людьми. В первых двух могут возникнуть вопросы, связанные с началом времени для поста, праздника, хаджа, сбора закята и объявления джихада.

Что касается взаимоотношения и наказания, т.е. отношения человека с другими индивидуумами в обществе, то тут возникают проблемы и споры между людьми, и для их решения необходима соответствующая судебная система в государстве. Взаимоотношения связаны с социальной сферой (отношение между мужчиной и женщиной), экономикой (распределение богатства, его расходование и владение), образованием, внешней политикой (отношение с другими странами), управлением (глава государства, его помощники в правлении, губернаторы, судьи, армия, маджлис аш-шура, административный департамент).

Поэтому аль-хукм (власть) включает в себя заботу о делах людей, решение их проблем, разрешение споров между ними и претворение над ними законов, которым они обязуются следовать. Всё вышесказанное регулируется согласно практическим законам Шариата, ниспосланным на определённую реальность. Таким образом, останавливается у черты (одно из значений «аль-хукм» — воздерживаться) тот, кто в отношении другого перешёл границы дозволенного. В арабском языке, как мы сказали ранее, «аль-хукм» имеет значение «запретил, чтобы исправить», т.е. речь идёт о необходимости следования законам Шариата. Поэтому правитель правит на основе их, учёный изучает их, судья судит между людьми, основываясь на них. Государство претворяет законы Шариата и обязует следовать им посредством своей силы и власти. «Аль-хукм» и «аль-къада» имеют одно лексическое значение, однако их использование не ограничено только «разрешением споров»; также они имеют значение «регулирование дел людей законами Шариата».

Значение слова «аль-хукм», приходящее в Священном Коране, таково:

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (5:49).

Этот аят имеет общий смысл для всех дел, относительно которых ниспослан шариатский закон в Коране и Сунне, поэтому является обязательным обращаться за решением к нему, будь то в сфере взаимоотношений, наказания, закята, джихада и т.д. «Ат-тахким» (избирать третейским судьёй) имеет значение «обращаться за решением» относительно возникших споров среди людей. Сказал Всевышний Аллах:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

А также:

ذَلِكُمْ حُكْمُ اللَّهِ يَحْكُمُ بَيْنَكُمْ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Таково решение Аллаха. Он решает между вами. Аллах — Знающий, Мудрый» (60:10).

«Аль-хукм» имеет значение «приказ Аллаха и Его Шариат». А также:

وَهُوَ ٱللَّهُ لاۤ إِلَـٰهَ إِلاَّ هُوَ لَهُ ٱلْحَمْدُ فِي ٱلأُولَىٰ وَٱلآخِرَةِ وَلَهُ ٱلْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:70).

«Аль-хукм» тут имеет значение «принимать решение», то есть определять пользу и вред. Данное выражение «وَلَهُ الْحُكْمُ» (Ему принадлежит власть) указывает на власть в обоих мирах «فِي الأُولَىٰ وَالآخِرَةِ» (В первой и в Последней жизни). Аль-хукм (власть) используется как в прямом, так и в переносном значении. Власть в Следующем мире принадлежит Аллаху — это прямое значение, а что касается выражений, что власть в этом мире предоставлена человеку — это переносное значение, так как в основе власть принадлежит Аллаху в обоих мирах.

Вынесение решений (хакимиййя):

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ

«Решение принимает только Аллах» (6:57),

إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ

«Воистину, Аллах повелевает то, что пожелает» (5:1),

وَاللَّهُ يَحْكُمُ لاَ مُعَقِّبَ لِحُكْمِهِ

«Аллах принимает решения, и никто не отменит Его решения» (13:41),

وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха» (5:50),

وَلَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:70),

ثُمَّ رُدُّواْ إِلَى اللَّهِ مَوْلاهُمُ الْحَقِّ أَلاَ لَهُ الْحُكْمُ وَهُوَ أَسْرَعُ الْحَاسِبِينَ

«Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он — Самый быстрый в расчёте» (6:62),

أَلاَ لَهُ الْخَلْقُ وَالأَمْرُ

«Ему принадлежит и создание и власть» (7:54),

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ ۚ وَلَوْلَا كَلِمَةُ الْفَصْلِ لَقُضِيَ بَيْنَهُمْ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решён. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (42:21),

قُلْ أَرَأَيْتُم مَّا أَنزَلَ اللَّهُ لَكُم مِّن رِّزْقٍ فَجَعَلْتُم مِّنْهُ حَرَامًا وَحَلاَلاً قُلْ آللَّهُ أَذِنَ لَكُمْ أَمْ عَلَى اللَّهِ تَفْتَرُونَ

«Скажи: «Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной». Скажи: «Аллах позволил вам это, или же вы возводите навет на Аллаха?» (10:59).

Эти и другие аяты разъясняют нам понятие «хакимиййя» (вынесение решений). А именно:

Вынесение решений принадлежит только Аллаху, только Он властен над этой Вселенной, Он установил в ней законы и Он управляет ею. Ведь если Аллах принял решение, то никто не отменит Его решение.

Аллаху принадлежит власть в Судный день, Он рассудит между людьми в том, в чём они разошлись, и не поступит твой Господь несправедливо.

Аллах — Тот, Кто устанавливает законы для своих рабов. Всевышний Аллах разъяснил людям: похвалу и упрёк, истину и ложь, благо и зло, хорошее и плохое, веру и неверие. Только Аллах принимает решение в этом.

Поэтому вынесение решений — это одно из понятий «хакимиййи», а это право принадлежит только Аллаху в соответствии с Его качествами, такими как: Господь, Бог, Создатель, Царь, Управитель (делами), Мудрый, Знающий, Проницательный, Сведущий.

Суть заключается в обобщённости выражения, а не в обособленности причины:

Что касается аятов, о которых автор сказал, что причиной их ниспослания является разрешение споров среди людей, а также аятов, которые якобы обращены только к людям Писания… Что касается слов Аллаха:

لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللَّهُ

«Для того чтобы ты судил между людьми так, как показал (внушил) тебе Аллах» (4:105).

Обращение в этом аяте является общим, и оно не ограничено событием, ставшим причиной ниспослания. Также перечисленные нами выше слова Всевышнего Аллаха являются общим обращением. Правило в науке «Усуль-фикх» гласит: «Суть заключается в обобщённости выражения, а не в обособленности причины»; общее выражение включает в себя решение для всех дел. Что касается аятов из суры «Аль-Маида», даже если некоторые из них обращены к людям Писания, но ведь они ясно изложены нашему господину Мухаммаду ﷺ и его Умме. Всевышний Аллах повелел людям Писания, чтобы они судили на основе Таурата и Инджиля, а в противном случае они окажутся неверующими и беззаконниками (эти аяты были ниспосланы касательно иудеев, которые пришли к Пророку ﷺ, чтобы он рассудил их. Они порицают иудеев, которые, имея Писание, не жили в соответствии с ним). Затем Всевышний Аллах ниспослал:

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ فَإِن تَوَلَّوْا فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ ۝ أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:49,50).

И эти доказательства остановят любого проповедника. Очевидно, что это — обращение к Посланнику Аллаха ﷺ чтобы он судил между ними согласно тому, что ниспослано ему. Слова: «وَمَن لَّمْ يَحْكُم», «Тот, кто не судит», — «من» (кто) указывает на общее обращение, как для нас и для них, так и в общем для тех, кто не судит в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. И это — общее выражение в соответствии с арабским языком, и оно не нуждается в къарине (указании) для того, чтобы понять, что оно общее!

Власть принадлежит Аллаху или человеку?

Что касается этой стороны, то Аллах установил и ограничил, что власть и право издавать законы принадлежат только Ему одному согласно Его владычеству (ар-рубубийя). Вынесение решений — это одно из качеств владычества, которое заключается в ограничении Аллахом как Законодателем. Из качества «божественность» (аль-улюхийя), которое заключается в поклонении Одному лишь Аллаху, мы понимаем, что обязаны следовать Его Шариату и не предавать Ему сотоварищей, которые узаконили из религии то, что запретил Аллах.

إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلَّهِ أَمَرَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَعْلَمُونَ

«Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).

В этом аяте содержится разъяснение покорности и поклонения. Право Аллаха над Своими рабами заключается в том, чтобы они покорно выполняли то, что Он приказал, и поклонялись Ему Одному. Вынесение решений относится к одному из смыслов владычества Аллаха (ар-рубубийя), и тот, кто выносит решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, с одной стороны, вышел против владычества Аллаха, а с другой — взвалил право издавать законы на себя!

Всевышний Аллах назвал обращение за судом не к тому, что Он ниспослал, обращением к тагуту и невежеству. Всевышний Аллах сказал:

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:50),

يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ

«Они хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него» (4:60).

Более того, Всевышний Аллах порицает людей, издающих законы, и Он запретил это, ведь их законы — это следование страстям:

ثُمَّ جَعَلْنَاكَ عَلَى شَرِيعَةٍ مِّنَ الْأَمْرِ فَاتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاء الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй по нему и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18),

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49).

Божественные законы включают в себя такие особенности законодательства, перед которыми человек бессилен — как понять их, так и сделать подобное. Мы упомянем некоторые из них: Знание Аллаха о природе человека:

أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Ведающий?» (67:14).

Аллах знает, что приносит пользу людям и что улучшает их жизнь:

وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«Аллах знает, а вы не знаете» (2:216),(2:232),(3:66),(24:19).

Он знает, что под силу человеку, а что нет:

لاَ يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл» (2:286).

Он избавляет от затруднений:

هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78),

يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).

Он указывает путь к истине и упраздняет ложь:

قُلْ هَلْ مِن شُرَكَآئِكُم مَّن يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ قُلِ اللَّهُ يَهْدِي لِلْحَقِّ أَفَمَن يَهْدِي إِلَى الْحَقِّ أَحَقُّ أَن يُتَّبَعَ أَمَّن لاَّ يَهِدِّيَ إِلاَّ أَن يُهْدَى فَمَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ

«Спроси: «Есть ли среди тех, кого вы придаёте в сотоварищи к Аллаху, такой, который указывает путь к истине?». Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы рассуждаете?» (10:35).

Он указывает на справедливость и запрещает бесчинство:

لَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَأَنزَلْنَا مَعَهُمُ الْكِتَابَ وَالْمِيزَانَ لِيَقُومَ النَّاسُ بِالْقِسْطِ

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

«Воистину, Аллах повелевает придерживаться справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» (16:90).

Всевышний Аллах предоставил людям то, что улучшает их жизнь, что принесёт им пользу, как в этом мире, так и в Следующем, то, что является пригодным в любом месте и во все времена:

لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ

«Чтобы не было у людей никакого довода против Аллаха, после прихода посланников» (4:165).

Всевышний Аллах не предоставил человеку права издавать законы:

وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ

«Решение всего, в чём вы расходитесь во мнениях, остаётся за Аллахом» (42:10).

Потому, что законы, выдуманные людьми — это их прихоти, и они далеки от истины:

فَاحْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ عَمَّا جَاءَكَ مِنَ الْحَقِّ

«Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48).

Они распространяют на земле нечестие:

أَمْ نَجْعَلُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَالْمُفْسِدِينَ فِي الْأَرْضِ أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ

«Неужели Мы уравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, с теми, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы уравняем богобоязненных с грешниками?» (38:28).

Эти выдуманные законы способствуют тирании, против которой был ниспослан Шариат. При помощи этих законов одни люди порабощают других, что в корне противоречит естеству, ведь люди рождены свободными, но при этом они — рабы Аллаха.

اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31).

Это посягательство на право Аллаха в законодательстве и правлении:

وَلَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:70).

Всевышний Аллах приказал править тем, что Он ниспослал, а тот, кто не правит этим — тот является неверующим, либо нечестивцем, либо беззаконником.

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ …الظَّالِمُونَ …الْفَاسِقُونَ

«Те же, которые не судят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими… беззаконниками… нечестивцами» (5:44,45,47).

Всевышний Аллах повелел, чтобы проблемы и конфликты среди людей решались в соответствии с Его Книгой и Сунной Пророка ﷺ, то есть в соответствии с Шариатом, те же, кто поступает иным образом, их вера — притворство:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيدًا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).

Всевышний Аллах отверг веру тех, кто не обращается за решением к Корану и Сунне, кто не довольствуется ими и не подчиняется полностью:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Халифат — это божественная система, и она не является выдумкой людей.

Система правления основана на законах, разъясняющих форму государства, его структуру, аппараты в правлении и администрации и т.д. Администрация назначает правительство и упорядочивает его работу, а также упорядочивает политическое устройство, связывающее вилаяты (провинции) государства с центром. Ещё эта система разъясняет административные законы, их основу и критерии (конституцию), а также условия халифа, его полномочия, метод его избрания, процедуру принесения присяги, подчинения халифу, законы, касающиеся отведённого времени для присяги, метод смещения халифа, законы, ограничивающие количество халифов, убийство второго халифа и законы касательно раскольников единства мусульман через образование второго государства. Ислам крепко связал такие понятия, как правитель, общество и подчинение. Поэтому отошедший от общества и правителя считается уклоняющимся от Ислама.

Система правления урегулировала отношения между правителем и подданными, между людьми в обществе, определила обязанности государства, разъяснила идеи, мысли и критерии, в соответствии с которыми происходит управление делами людей. Идейная основа определила права человека, упорядочила его политическое отношение в стране с властью, которая заботится о делах людей и защищает их права. Она определила такие понятия, как власть, независимость, подчинение, конституция и т.д. Подробно изложила законы, связанные с государственной безопасностью (уголовное законодательство), законы, связанные с бунтовщиками против государства, законы об отклонении правителя от ценностей, на которое опирается государство, особенно тогда, когда он претворяет неисламскую форму правления (или проявил явный куфр). Она указала роль Уммы и партий в отчитывании и наставлении правителя, которая заключается в приказе одобряемого и запрете порицаемого. Умма и партии выступают в качестве гаранта сохранения тех ценностей, на которых основывается государство, ведь приказ к одобряемому и запрет порицаемого является особенностью Исламского Государства, что даёт возможность сохранить остальные ценности в обществе и государстве.

Она разъяснила понятия «власть», «безопасность» и «главенство», т.е. кому принадлежит последнее слово как в государстве, так и за его пределами, то, кто разрешает спорные моменты среди людей. Она объяснила упорядочивание судебного контроля над работой администрации государства, контроль апелляционного суда и т.д. Мы видим, как Ислам с предельной точностью решил и разъяснил все эти положения, опираясь на законы, вытекающие из Корана и Сунны. Законодатель подробно разъяснил законы, связанные с государством, и не предоставил это право для человека. Поэтому очевидно, что Халифат — это божественная система.

В аятах приходит приказ о назначении правителя, достойного подчинения, который примется за претворение Шариата в Умме. Потому что приказ о подчинении правителю — это приказ о его назначении. Аяты и хадисы указывают на необходимость подчиняться правителю, только если он претворяет Шариат Аллаха. И нет подчинения тому, кто правит не тем, что ниспослал Аллах; сегодня же таковыми являются все правители.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59),

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيدًا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).

Эти тексты разъясняют, что исламская политическая идея основывается на том, что главенство принадлежит Шариату, а не какому-либо органу власти, и на этом основывается то, что подчинение правителю равносильно подчинению Шариату Аллаха. Привёл Муслим в «Сахихе» от Йяхьи ибн Хусейна, что тот сказал: «Я слышал от своей бабушки, которая слышала, как Посланник Аллаха ﷺ в прощальном хадже сказал:

وَلَوْ اسْتُعْمِلَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ يَقُودُكُمْ بِكِتَابِ اللَّهِ فَاسْمَعُوا لَهُ وَأَطِيعُوا

«Если даже вами будет править раб по Книге Аллаха, то слушайте его и повинуйтесь».

Из этого следует, что подчинение обусловлено правлением в соответствии с Книгой Аллаха.

Так же были ниспосланы аяты, разъясняющие военную сферу, политическую, экономическую, социальную, уголовную, судебную и т.д. Всё это было ниспослано для того, чтобы правление людьми осуществлялось на их основе. Так это и было на практике во времена Пророка ﷺ, праведных халифов и тех, кто был после них из правителей мусульман. Это ясно показывает, что Ислам — это система, предназначенная для правления и государства, для общества и жизни, для Уммы и индивидуума. Также это указывает на то, что государство легитимно, только когда оно придерживается исламской системы. Ислам — это религия и идеология, а власть и государство — это его неотъемлемые части. Государство — это единственный шариатский метод претворения Ислама в жизнь общества. Ислам жив, пока претворяются его законы в государстве, ведь Ислам предоставил систему правления и разъяснил её. Также стоит отметить, что Ислам предоставил разъяснение для всех времён и для всех людей до Судного дня.

Посланник Аллаха ﷺ установил Исламское Государство в Медине, разъяснив его аппараты и строй. Он назначал губернаторов, судей, муавинов (помощников) и сформировал маджлис аш-шуру (совет). Сам же Посланник Аллах ﷺ стал во главе этого государства, и его сподвижники (р.а.) присягнули ему как правителю. После смерти Пророка ﷺ Всевышний Аллах продлил это дело, и, согласно хадисам, это государство было названо «Халифат».

Из перечисленного выше становится ясно, что форма правления в Исламском Государстве является божественной. Были ниспосланы законы, а вмести с ними — метод их претворения, и это дело не было оставлено на человека.

Поэтому Халифат — это божественная система. Посредством него люди становятся наместниками на земле, они избирают халифа, который правит тем, что ниспослал Аллах. Само его название и система являются божественными. И это — фард, возложенный Аллахом на людей.

Хвала Аллаху, Господу миров.
Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Малик
28.01.2018

Главное меню