10
Пн, дек

Социальная система Ислама — это единственный способ создания здоровой семьи

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

То, что мусульмане наделены системой для жизни, которой они должны следовать, является огромной милостью от Аллаха. В ней заключены все условия для достижения счастья в этом мире и успеха в Будущей.

Это также касается и социальной системы Ислама, в которой содержатся положения, позволяющие нам сохранять единство и гармонию мусульманской семьи и прочность браков. Но с проникновением капитализма в наши жизни у мусульман помутилось понимание социальной системы, в которой смешались нормы Ислама с западной культурой. Мусульмане были впечатлены ядовитыми идеями Запада, пропагандирующими свободы и обеспечения прав. Результат этого был катастрофическим: нравственность ухудшилась, женщина утратила исламскую идентичность, критерий «харам–халяль» перестал играть роль при совершении мусульманами поступков.

Появилась неясность в терминологии и концепциях Ислама. Дошло до того, что все системы жизни стали называться социальной системой. Это — неправильный подход, потому что системы жизни прежде всего — это системы общества. Они включают в себя экономику, управление, политику, образование, систему наказаний, отношения, законы о судебных свидетельствах и т.д. Исходя из этого, Ислам является единственной религией, которая включает в себя всеобъемлющую социальную систему, и это единственная религия, которая даёт правильное определение.

Социальная система — это система, которая регулирует собрание или встречу противоположных полов, а также то, как должны выстраиваться их отношения во время встречи, и разъясняет все последствия этих отношений. В этом и заключается решение всех возникающих проблем, а именно — в том, чтобы мусульманин и мусульманка жили в соответствии с исламскими нормами так, как предписал им это Ислам.

Социальная система Ислама является единственной, которая обеспечивает счастливую жизнь, поскольку она основывается на духовном аспекте и критериях норм Шариата. Ислам рассматривает человека как человека и позволяет ему получать удовольствие от жизни независимо от пола. Но при рассмотрении защиты общества исламская социальная система регулирует связи между противоположными полами, чтобы это взаимоотношение приносило пользу для окружающих. Это также позволяет добиваться моральной ценности, делая довольство Аллаха идеалом чистых и благочестивых отношений между противоположными полами. Любые отношения, выходящие за рамки Ислама, считаются преступлением и влекут за собой наказание, поскольку целомудрие является обязательным.

Затем разрешены все остальные отношения из проявления инстинкта продолжения рода, как отношения с родителями, детьми, братьями и т.д., поскольку запрещено заключать брак с махрамами. Ислам сделал обязательными все средства или методы, ведущие к поддержанию добродетели и нравственности, потому что «то, без чего нельзя осуществить ваджиб, является ваджибом (обязательным)». Ислам определил ряд шариатских норм, как для мужчин, так и для женщин. Женщинам предписано носить соответствующее нормам Шариата одеяние; установлены рамки того, когда она может отправляться в путь, а когда нет; запрещено уединение мужчины и женщины (хальва), как и покидать дом без разрешения мужа.

В стремлении свести к минимуму смешение полов женщинам настоятельно рекомендуется не находиться в среде мужчин на улицах и рынках, а также в данном случае необходимо преследовать сотрудничество в общественной жизни, а не в частной. Ислам окружил опекой мужчин и женщин нормами в их взаимоотношениях. Ислам утвердил решения касательно противоположных полов, ограничивающие их встречи с учётом цели их собрания, и запретил встречи, вызванные половым влечением.

Также Ислам отдаляет от аморальности и непристойного поведения, влекущих за собой учащения сексуального домогательства и изнасилований, тревожным масштабам которых мы сегодня являемся свидетелями. Если бы мусульмане понимали истинный смысл брака в Исламе в значении «сурового завета», как сказал Аллах, то они не пришли бы к такому упадочному пониманию брака. Ислам является венцом достоинств и гарантом защиты общества от сексуального хаоса. Посланник Аллаха (с.а.с.) велел нам:

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ! مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ، فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ، وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ، وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ؛ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ

«О молодые люди! Те из вас, кто имеет возможность вступить в брак — пусть вступают, воистину, это притупит ваши взоры и сохранит ваше целомудрие. Кто же не имеет такой возможности, пусть постится — поистине, это уменьшит желание».

В браке заключается сохранение человеческого рода. Также брак становится началом образования семьи и организации частной жизни. Религия Аллаха Ислам побуждает к браку. От Анаса (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الأُمَمَ

«Женитесь на любящих и рожающих. Я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами (в Судный День)».

Исходя из этого, мы видим, какое значение Аллах придаёт браку, который является столпом жизни для получения любви, спокойствия, мира, милосердия, благосклонности и сотрудничества между супругами. Также брак даёт возможность вкусить наслаждение от подчинения нормам Шариата, открывает двери ризка, защищает от бедности и нужды, как сообщается в аяте:

وَأَنكِحُواْ ٱلۡأَيَٰمَىٰ مِنكُمۡ وَٱلصَّٰلِحِينَ مِنۡ عِبَادِكُمۡ وَإِمَآئِكُمۡۚ إِن يَكُونُواْ فُقَرَآءَ يُغۡنِهِمُ ٱللَّهُ مِن فَضۡلِهِۦۗ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٞ

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (24:32).

Брак укрепляет сплочённость и привязанность, а также через крепкую связь между членами семьи и родственниками укрепляются взаимные интересы между людьми. Жена наслаждается заботой, вниманием и финансовым расходованием мужа не неё, благодаря чему достигается эмоциональное благополучие и семейная стабильность. К тому же, брак отдаляет от проведения жизни подобно животным и даёт вкусить высокие человеческие отношения, так как формирование семьи связано с достижением взаимной симпатии, гармонии и любви среди членов семьи. Всё это достигается через твёрдое убеждение в правильности следования пути Пророка (с.а.с.). Иначе говоря, иман (вера) является гарантом достижения полной и постоянной безопасности. Вера защищает общество от опасений, отклонений и совершения преступлений. Вот важнейшие столпы для создания и поддержания здоровой семьи:

— Осознание супругами, что Аллах — с ними во всех их действиях, а поэтому они должны бояться Аллаха и приближаться к Нему, служа и удовлетворяя просьбы и желания друг друга.

— Аллах дал супругам подробную инструкцию: Коран и Сунну. Это является основой жизни мусульманина. При следовании данной божественной инструкции мусульмане чувствуют себя под сенью Аллаха, ощущают проявление благословения, помощи и поддержки Аллаха.

— Аллах наделяет успехом брак, построенный на послушании Всевышнему.

— Муж и жена взаимодополняют и помогают друг другу заполучить Ахират так же, как помогают друг другу в этом мире. Аллах говорит:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ وَيَحۡفَظُواْ فُرُوجَهُمۡۚ ذَٰلِكَ أَزۡكَىٰ لَهُمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرُۢ بِمَا يَصۡنَعُونَ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (24:30).

Тот, кто отводит свой взор от запрещённого Аллахом — обретёт душевное успокоение в День Встречи со своим Создателем. А тот, чей взор устремлён на харам, обречён видеть огонь Ада.

— Проблемы, возникающие между супругами должны решаться в стенах их дома. Аллах говорит:

لَا تُخۡرِجُوهُنَّ مِنۢ بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخۡرُجۡنَ إِلَّآ أَن يَأۡتِينَ بِفَٰحِشَةٖ مُّبَيِّنَةٖۚ وَتِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدۡ ظَلَمَ نَفۡسَهُۥۚ لَا تَدۡرِي لَعَلَّ ٱللَّهَ يُحۡدِثُ بَعۡدَ ذَٰلِكَ أَمۡرٗا

«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (65:1).

— Видеть положительные стороны супруги. Это значит, что жена не должна чувствовать, что мужу наскучило с ней, что их совместная жизнь стала однообразной и рутинной. Мужу следует бояться Аллаха в отношении той, что заботится о его детях.

— Семейный дом — это институт, в котором должен быть лидер и глава. Всевышний Аллах сказал:

ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡۚ فَٱلصَّٰلِحَٰتُ قَٰنِتَٰتٌ حَٰفِظَٰتٞ لِّلۡغَيۡبِ بِمَا حَفِظَ ٱللَّهُۚ

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (4:34).

Однако данное попечительство и лидерство мужа не говорит о том, что жена ничего не значит и ей не отведена никакая роль. Коран описывает её следующим образом:

وَلَهُنَّ مِثۡلُ ٱلَّذِي عَلَيۡهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيۡهِنَّ دَرَجَةٞۗ وَٱللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый» (2:228).

— Взаимность, то есть муж должен относиться к жене так же, как хотелось бы, чтобы она относилась к тебе.

— Терпеливое наставление и исправление ошибок. Таким образом, брак становится успешным. Всевышний Аллах сказал:

فَٱسۡتَجَبۡنَا لَهُۥ وَوَهَبۡنَا لَهُۥ يَحۡيَىٰ وَأَصۡلَحۡنَا لَهُۥ زَوۡجَهُۥٓۚ إِنَّهُمۡ كَانُواْ يُسَٰرِعُونَ فِي ٱلۡخَيۡرَٰتِ وَيَدۡعُونَنَا رَغَبٗا وَرَهَبٗاۖ وَكَانُواْ لَنَا خَٰشِعِينَ

«Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахью (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).

Все эти социальные законы и нормы, на которых основана семейная система в Исламе, способны сделать брак успешным и сохранить его сильным и прочным. Каждый дом, где поминают Всевышнего Аллаха, будет защищённым от опасных соблазнов, и в нём будут царить баракят, мир, спокойствие и гармония. Аллах станет Покровителем такой семьи и упасёт супругов от поиска счастья вне дома через запрещённые отношения вне брака, разрушающие семьи. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству».

Устройство семьи по Исламу обеспечивает гармонию отношений между матерью, отцом и детьми, благодаря чему возникает успешный брак, основанный на распределении семейных обязанностей в равной степени с учётом способностей и возможностей каждого. Каждый из них должен учитывать права и потребности своей четы, а также воспитывать детей и заботиться о них, зарабатывать на жизнь, обеспечивать потребности семьи, улучшать условия жизни, заниматься домашним хозяйством и управлять домом.

Не следует забывать о самой важной роли женщины в семье: быть матерью и хранительницей домашнего очага. История не видела ни одной религии или системы, которая бы возвысила честь женщины и статус матери так, как это сделал Ислам. Эта религия сделала любовь к матери проявлением добродетели и веры. Любой, кто изучает эту религию через Священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада (с.а.с.), находит, что права женщины (матери) находятся выше, чем мужчины (отца), потому что она переносила трудности, среди которых — беременность, роды, грудное вскармливание и воспитание детей. Когда мы говорим о материнстве, мы должны говорить о матери, которая по велению Аллаха является надёжным местом человеческого рода:

 ثُمَّ جَعَلۡنَٰهُ نُطۡفَةٗ فِي قَرَارٖ مَّكِينٖ

«Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте» (23:13).

Аллах наделил женщину честью быть матерью, благодаря которой человечество защищено от вымирания и погибели. К тому же, Аллах поручил ей управление семейными делами согласно тому, что сообщил нам Посланник Аллаха (с.а.с.):

وَالْمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ فِيْ بَيْتِ زَوْجِها

«Женщина является пастырем в доме своего мужа».

Мать является первым звеном в воспитании, после которого общество обретает праведных и сильных сынов Уммы. Поэтому в Исламе мать более достойна того, чтобы с ней обходились хорошо, чем отец. Передаётся от Абу Хурайры (р.а.):

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ، فَقَالَ: مَنْ أَحَقُّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي؟ قَالَ: «أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أَبُوكَ» (رواه البخاري ومسلم)

«Однажды человек пришёл к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и спросил: «О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?», — на что он ответил: «Твоя мать». Этот человек снова спросил: «А кто потом?». Пророк (с.а.с.) повторил: «Твоя мать». Человек спросил ещё раз: «А кто потом?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Твоя мать». Человек спросил и в четвёртый раз: «А кто потом?». И тогда Пророк (с.а.с.) ответил ему: «Твой отец!» (Бухари, Муслим).

Ислам наделил женщину наивысшей степенью достоинства быть матерью, дочерью, спутницей жизни и супругой, что достигается нами тогда, когда мы берём в пример для подражания жён нашего Посланника (с.а.с.) и его (с.а.с.) супружескую жизнь. Ведь Пророк (с.а.с.) является примером, путеводителем и учителем, и если следовать его пути жизни и выстраиванию его отношений с жёнами, то представляется возможным достичь наивысшей степени счастья и столь желанного мира. Он (с.а.с.) был мудрым, дружелюбным и справедливым мужем, который наказывал обходиться с жёнами хорошо:

اسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ خَيْراً

«Обходитесь с женщинами хорошо».

Также Пророк (с.а.с.) сказал:

رِفْقاً بِالْقَوَارِيرِ

«Обращайтесь с женщинами мягко».

Ислам отнёс щедрость в отношении семьи к степени благотворительности. Поэтому супруг будет проявлять мягкость, когда его женщины советуются с ним, и терпение при гневе, несмотря на свой статус. Сам Пророк (с.а.с.), неся бремя за целую Умму, был предельно вежлив со своими жёнами. Только если мужчины возьмут себе в пример Посланника Аллаха (с.а.с.) можно ждать, что женщины-мусульманки станут современными Хадиджами, Аишами и Сафиями.

В данной статье мы пытались показать, что социальная система в Исламе сохраняет прочность и гармонию брака через исламские ценности, принципы и законы; обеспечивает единство и сплочённость мусульманской семьи, считая её опорой мусульманского общества. Верующая нация способна повелевать одобряемое, удерживать от порицаемого, вести массы людей к безопасности и распространять добро во всём мире лишь в богобоязненных и стабильных семьях.

 


Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Амаль Рахума
12.10.2018