(из серии «Семья: вызовы и решения Ислама»)
«...Наполеон развёлся с женой и заставил служителей церкви утвердить развод. У него было множество отношений со многими любовницами, известными и неизвестными. Он сказал: «Я сделал всё, что в моих силах, чтобы помочь этим бедным невинным детям от супружеской измены. Но вы не можете сделать многое, не ставя под угрозу законы брака. А иначе большинство людей откажутся от брака» (...) Так всё-таки Наполеон признал необходимость брака в современную эпоху. А как это признал Ленин (Россия) в большой революции, последовавшей за французской революцией? Он решил проблему брака, расторгнув саму брачную связь. Для него она не крепче, чем отношения между двумя спутниками, оказавшимися в гостинице или в пути. Нет ничего более странного, чем сначала превратить брак в ангельский, в неподвластный человеку закон, а потом превратить его в животный акт» (из книги «Гениальность Мухаммада», Аббас Махмуд аль-Аккад, 1942 г.). Таково мнение Наполеона, к которому относят французское гражданское право, ставшее основой административных и судебных систем большинства западноевропейских стран и оказавшее влияние на европейскую политику.
Вот что сказал французский философ-просветитель Вольтер, оказавший влияние на Наполеона: «Брак — единственное опасное приключение, доступное даже трусам».
Эти мысли некоторых философов, лидеров и влиятельных представителей западной цивилизации, как капиталистической, так и коммунистической, о браке и об отношениях мужчин и женщин демонстрируют степень пренебрежения и невежества данных двух культур по отношению к человеку, к заботе над ним, к высокому возрождению общества, к сохранности его достоинства и к его защите от морального упадка.
Это мнение отличается от Ислама, в котором многочисленность последователей Мухаммада ﷺ является поводом для гордости в День Воскресения.
Выражение «наместник, преемник (халиф — خَلِيفَة)» встречается в Благородном Коране два раза:
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (2:30), —
И:
يَا دَاوُودُ إِنَّا جَعَلْنَاكَ خَلِيفَةً فِي الْأَرْضِ فَاحْكُمْ بَيْنَ النَّاسِ بِالْحَقِّ
«О Давуд (Давид)! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости» (38:26).
Смысл данных двух аятов подчёркивает цель нашего нахождения на этой Земле — это быть наместником, халифом, в деле, который Аллах, Субханаху ва Тааля, возложил на Адама в самом начале, когда Он его создал. Мухаммад ибн Ашур в своём труде «Тафсир ат-Тахрир ва ат-Танвир (Тафсир освобождения и просвещения)», говоря о тридцатом аяте из суры «Бакара», пишет: «Наместник — Адам. Его наместничество заключается в исполнении воли Аллаха Тааля в заселении Земли, в обучении его потомства посредством вдохновения или откровения от Господа тому, что желает Аллах Тааля для людей от земной жизни и всех поступков, связанных с ней. Поступки Адама — это претворение для своей семьи и потомков системы в соответствии с их количеством и тем, чем они занимались. Таким образом, аят намекает на нужду человечества в установлении наместника для того, чтобы разделить между людьми в их спорах, ведь без него (наместника) ни одна система не объединит их».
Аллах создал человека и вложил в него органические потребности и инстинкты. С этими качествами Аллах избрал его наместником на Земле и даровал человеку частичку Своего Совершенства, Могущества и Знания. Тем не менее, для того, чтобы этот наместник смог нести свою ношу на Земле, необходимо, чтобы она была заселена чистым, благородным потомством, а люди явно видели перед собой цель по его порождению. А это значит, чтобы они заботились над сохранением новых поколений, защитой чести и безопасностью общин, дабы исполнить великое дело — наместничество на Земле. Аллах сказал:
وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَجَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ بَنِينَ وَحَفَدَةً
«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков» (16:72).
Следовательно, супружество является законом от Аллаха для непрерывного рождения наместников на Земле и обеспечения их непорочности в потомстве и чести.
Удовлетворение инстинктов как таковых никогда не было целью или главной задачей человека, которую надо решать и стремиться удовлетворить. Инстинкты — это дар от Аллаха человеку в помощь для продолжения жизни. Мусульманин не должен посвящать всю свою жизнь их удовлетворению — не для этого они созданы. Так Аллах Субханаху назвал народ Лута преступным и вышедшим за всякие пределы:
إِنَّكُمْ لَتَأْتُونَ الرِّجَالَ شَهْوَةً مِنْ دُونِ النِّسَاءِ ۚ بَلْ أَنْتُمْ قَوْمٌ مُسْرِفُونَ
«Воистину, в страсти вы используете мужчин вместо женщин. Ведь вы перешли всякие границы» (7:81).
Они преступили пределы, нарушили запреты Аллаха ради своих страстей и направили свой инстинкт вовсе не на то, для чего он был создан.
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنْزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ وَرِيشًا ۖ وَلِبَاسُ التَّقْوَىٰ ذَٰلِكَ خَيْرٌ ۚ ذَٰلِكَ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако богобоязненность — лучшее одеяние. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» (7:26).
Обнажение означает варварство, а прикрытие — это возвышенность и культура, т.к. одеяние скрывает срамные места людей, а нагота говорит о дикости и удалённости от религии Аллаха, Азза ва Джаль.
Такое понимание ясно имеется в аятах, хадисах и в исламском наследии, как выразился об этом Имам Ахмад ибн Ханбаль: «Кто призвал тебя к безбрачию, тот отозвал тебя от Ислама». Государство Халифат знало важность брака и считало его самым главным кирпичиком в построении крепкого общества, в защите человеческого рода от порока и разложения, что само по себе хуже, чем гибель. Оно осуществляло выплаты из Байт уль-Маль для брака молодёжи и посредством претворения Ислама боролось со всем, что несло опасность семье и институту брака. Среди этих применяемых законов — осуществление наказаний за прелюбодеяние, борьба с порочностью, распространение исламского просвещения, которое укрепляет отношения между мужчиной и женщиной и, как следствие, возносит их на вершину человеческого взаимодействия и несёт благо всему человечеству.
Ислам регулирует половой инстинкт человека посредством брака и запрещает уединения чужих друг к другу мужчин и женщин, запрещает страстный взгляд к представителю противоположного пола без брака, не позволяет женщине иметь вызывающий облик в обществе и демонстрировать свою красоту никому, кроме её махрамов. В то же время Ислам обязывает женщине хорошее послушание мужу, даруя ей за это награду мученика в Судный день, а также награду мужу за достойное отношение к семье. Всё это обеспечивается в изумительной системе для жизни, решающей проблемы общества и исключительным образом возвышающей его, да и всё человечество, на высокую степень. В его обществе нет подавления и разложения, а есть чистота, достояние, защита человека и высочайший образ человеческого общества.
Говоря же о рукотворных порядках, следует отметить, что они несут за собой только аморальность, низость, нравственное разложение, за которыми кроется разрушительная угроза обществу и его базовой ячейке — семье. Как показывают исследования, c начала 1970-х гг. во Франции, как и в большинстве других стран Запада, семейное поведение претерпело глубокие изменения; частым явлением стало сожительство до брака или даже без намерения вступить в брак, для всё большего числа пар официальное оформление брака не является необходимым условием при намерении завести детей, кроме того, увеличивается срок, в течение которого супруги живут без детей. Впрочем, эти «семьи», то есть пары, заключившие брак или живущие вместе без брака, имеющие или не имеющие детей, становятся всё более хрупкими: количество разводов и разрывов значительно увеличилось, и всё большее число мужчин и женщин вступает за свою жизнь в несколько следующих друг за другом союзов. Согласно данным Национального института демографии Франции, снижение показателя брачности во Франции связано с развитием внебрачного сожительства, которое стало сегодня основным видом вступления в союз женщины и мужчины: 9 пар из 10 начинают свой союз вне брака и лишь 1 пара из 10 сразу вступает в брак.
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:21).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Байан Джамаль
17.10.2018